Наместник Далматовской обители иг. Варнава (Аверьянов) принял участие в Литургии и панихиде в день 25-летия блаженной кончины прот. Григория и м. Нины Пономарёвых в Свято-Духовском храме г. Кургана

Со дня блаженной кончины подвижников благочестия Курганской митрополии митрофорного протоиерея Григория и матушки Нины Пономарёвых исполнилось 25 лет. Почили они 25 октября и похоронены вместе у северной стены Свято-Духовского храма в п. Смолино г. Кургана, где о. Григорий служил последние годы своей жизни.

Почтить память праведников в юбилейную для них дату прибыл в г. Курган председатель Комиссии по канонизации святых Шадринской епархии, наместник Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов). По благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского, и Главы Курганской митрополии Высокопреосвященнейшего Даниила, митрополита Курганского и Белозерского, игумен Варнава принял участие в Божественной литургии и панихиде.

Возглавил службу старший священник архиерейского подворья в п. Смолино иерей Владимир Юрцун. Ему сослужили: игумен Варнава (Аверьянов), настоятель храмов в честь икон Божией Матери «Порт-Артурская» и «Всецарица» г. Кургана протоиерей Владимир Алексеев, настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Бакланское Каргапольского района иерей Алексий Секисов, а также клирики Александро-Невского кафедрального собора г. Кургана казначей Курганской епархии иеродиакон Эраст (Тугульбаев) и иеродиакон Стефан (Коротовских). На службе молился настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня с. Боровлянка Притобольного района протоиерей Павел Балакин.

По окончании Божественной литургии и панихиды игумен Варнава произнёс проповедь, а затем вместе с протоиереем Владимиром Алексеевым отслужил литию на могиле протоиерея Григория и матушки Нины Пономарёвых.

Кроме курганцев на службу прибыло большое число паломников из г. Куртамыша Шадринской епархии.

***

Историческая справка

Григорий Александрович Пономарёв родился в 1914 г. в городе Шадринске в семье протоиерея Александра Пономарёва, настоятеля одного из шадринских храмов, и его супруги Надежды. Он был младшим в семье – его сёстры и брат были уже довольно большими: Нине исполнилось 14 лет, Марусе – 11, Алексею – 6.

В канун праздника святителя Григория Богослова, когда о. Александр служил всенощную, матушка, по нездоровью оставшаяся дома, почувствовала приближение родов. Старшие дети – девочки Нина и Маруся – побежали за акушеркой, и в ночь на праздник святителя Григория Богослова, 7 февраля 1914 года, матушка Надежда родила мальчика. Маленький и крепкий, он заявил о своём появлении на свет Божий громким криком. Ребёнка было решено назвать в честь свт. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского.

В четыре года маленький Григорий уже помогал отцу, протоиерею Александру, в храме. В пять лет он много уже знал о Господе Иисусе Христе и Его святых угодниках, знал молитвы и с удовольствием учился читать русские и славянские тексты.

Отца Александра вскоре перевели в Екатеринбург, где он стал служить в большом храме, стоявшем на месте нынешнего Дворца культуры Визовского завода.

Учиться в школе Григорий не имел возможности – после переворота 1917 г. детей духовенства не принимали в школы. Тогда о. Александр, сам блестяще образованный человек, имевший два высших образования – светское гуманитарное и духовное, – составил план обучения сыновей, в который входили и общеобразовательные, и духовные дисциплины. Только на математику, химию и физику мальчики ходили к частному преподавателю. Григорий очень серьезно и углублённо стал изучать полный курс духовной семинарии, одновременно помогая отцу в церкви: знание церковной службы выручало. Лет в тринадцать-четырнадцать он уже мог участвовать в службе в качестве псаломщика, если было надо – пел в хоре. К шестнадцати годам Григорий твёрдо знал, что его жизнь и труд должны быть связаны с Православной Церковью. Если Господь сочтёт его достойным, он будет служителем Церкви. Была и ещё одна мысль, появившаяся в детстве, – уйти в монастырь и стать монахом.

В 1929 г., согласно прошению и по благословению Преосвященного епископа Шадринского Валериана (Рудича), Григорий Пономарёв становится псаломщиком, чтобы служить вместе с отцом в храмах Екатеринбургской епархии. Время наступило тревожное, прежнее спокойное бытие осталось в прошлом, поэтому Пономарёвых часто переводили с прихода на приход. В 1932 г. они жили в городе Невьянске Свердловской (тогда – Уральской) области, и оба служили в единственной тогда в городе маленькой Вознесенской кладбищенской церкви, стоявшей на берегу пруда.

Духовный рост Григория шёл очень быстро. В юные годы это был уже сложившийся молодой человек, имеющий свои замыслы, цели, задачи. Он много читал, стол его был буквально завален трудами Василия Великого, Григория Богослова, Феофана Затворника, отца Иоанна Кронштадтского. Он не только умом, но душой проник в Библию и много почерпнул из неё, осознавая именно духом святость и величие этой Божественной книги.

Жизнь, однако, становилась всё беспокойнее. Сведения о том, что арестовывают и ссылают духовенство, подтверждались повсеместно. Матушка Надежда, имея слабое здоровье, совсем сдала. Она пыталась выглядеть бодрой и не подавать вида, но от любящих мужа и сына скрыть это было невозможно. Наконец, она совсем слегла. Отец Александр и Григорий горячо молились о её здравии, но внутренне готовили себя к самому худшему. Как знать, может быть, Господь желал уберечь её от предстоящих тяжёлых страданий за мужа и сына? Ведь всё происходит по Его святой воле. Она успела исповедаться и причаститься, благословила своего младшенького и заочно всех старших детей, и душа её мирно отошла ко Господу.

Протоиерей Александр Пономарёв после смерти жены принял монашеский постриг с именем Ардалион и был назначен настоятелем Миасской Свято-Троицкой церкви. 19 декабря 1934 г. архиепископом Свердловским и Челябинским Макарием он был возведён в сан игумена. Есть сведения, что после пострига о. Ардалион некоторое время жил в монастыре, но вскоре обитель была разорена, и он вновь вернулся в Невьянск, где жил и служил псаломщиком его сын Григорий. В середине 30-х годов его арестовали, и после этого все сведения о нём оборвались. В семье Пономарёвых сохранились лишь отрывочные воспоминания об этом времени: говорили, что архимандрита Ардалиона готовили для посвящения в сан епископа, но репрессии тех лет помешали осуществить замыслы священноначалия. Архимандрит Ардалион (Пономарёв) прославлен в лике святых как преподобномученик.

Григорий остался один, и только молитва, к которой он был приучен с детства, и вера в Бога помогли ему не сломаться. Он трудился в храме, продолжал много читать, начал даже учить иврит. На душе было тяжело – ведь он ещё так молод. Но вот светлый луч озаряет его одинокую жизнь. В Невьянск приезжают сёстры Увицкие. Это уже взрослые девушки, такие близкие ему по духу.

Семью Увицких тоже разметало время. Старший сын Михаил женился и жил со своей семьёй. Матушка Павла Ивановна после ареста мужа постоянно находилась с младшим сыном Николаем, а девочки, будучи дочерями «врага народа», лишились работы. Не имея возможности заработать на кусок хлеба, по приглашению старосты Невьянского храма Татьяны Романовны, хорошо знавшей всех Увицких, и по благословению настоятеля они переехали в Невьянск и стали петь в церковном хоре. В этом же приходе служил псаломщиком и Григорий Пономарёв. Детские и юношеские симпатии и привязанности возобновились у повзрослевших уже друзей, и 23 октября 1936 г. Григорий Александрович Пономарёв сочетался законным браком с девицей Ниной Сергеевной Увицкой. Две семьи, дружившие много лет, теперь породнились.

1937-й год принёс семье Пономарёвых много переживаний. 5 сентября 1937 г. в Георгиевском храме г. Сарапула архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов) рукоположил псаломщика Григория Пономарёва в сан диакона. 21 сентября – новые волнения: родилась дочь Ольга. А 30 октября, когда маленькой Лёле исполнилось 40 дней и её окрестили, молодого диакона Григория Пономарёва арестовали, предъявив ему обвинения по ст. 58 УК РСФСР.

Отец Григорий был осуждён на 10 лет, отправлен на Колыму. Он попал в сталинскую «мясорубку» в 24 года, но не сломался ни физически, ни духовно. Страдания в ссылке были настолько ужасными, что даже после освобождения и реабилитации о. Григорий избегал разговоров и расспросов о годах заключения. В лагере отец Григорий ослеп, а когда по его молитве Господь вернул ему зрение, дал обет, что будет жить с супругой как брат с сестрой. Из мест лишения свободы батюшка вернулся в 1953 г. Весной 1955 г. он был реабилитирован.

Вернувшись домой, о. Григорий стал служить в г. Кушве Свердловской области. Понимая необходимость получения систематического духовного образования, он поступил учиться и заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию.

Через год служения диаконом в Кушве, 6 ноября 1955 г., в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», архиепископом Свердловским и Ирбитским Товией о. Григорий был рукоположен в сан иерея. Вскоре он получил назначение в г. Нижний Тагил.

В 1962 г. архиепископ Свердловский и Курганский Флавиан назначил отца Григория настоятелем Свято-Духовской церкви в посёлке Рябково г. Кургана. Построенная в 1901 г., она располагалась недалеко от того места, где сейчас находится культурный центр «Спутник». Советская власть поначалу не торопилась сносить храм, потому как он располагался за пределами города. Тогда это была деревня, к которой вела грунтовая дорога; транспорт туда не ходил. Но в 1963 г. облисполком принял решение снести церковь «в связи с планом реконструкции Кургана». Её, правда, разрешили перевезти на другую окраину города, в поселок Смолино, и установить там на месте давно сгоревшего храма. Все работы по перевозке храма на новое место велись под руководством о. Григория.

Безбожной советской власти нужно было убрать храм из города, чтобы не дать людям возможности молиться, убрать подальше – за реку. Ведь дамбы через Тобол ещё не было. Переправиться через реку можно было только в районе посёлка Восточный. Но о. Григорий не отчаивался. С молитвой деревянный храм аккуратно разобрали и потихоньку перевозили до реки на телегах, а через реку – на плотах. На новом месте собирали заново. Из Рябково перевезли и церковную утварь, иконы, богослужебные книги. Так о. Григорий был и настоятелем, и строителем.

Благодаря неустанным трудам отца Григория получилось так, что Свято-Духовская церковь оказалась единственной в Кургане, которую советская власть так и не смогла закрыть. Батюшка Григорий стал духовным наставником для многих верующих курганцев и жителей округи. Лет пятнадцать он жил очень напряжённой жизнью: долго был единственным священником прихода, служил круглый год, не имел полноценного отпуска. Затем чету Пономарёвых стали переводить с места на место: в маленьких городах и посёлках Курганской области открывались заброшенные церкви. Батюшка и матушка ездили туда на субботнюю и воскресную службы, возвращаясь каждый раз в свой маленький домик в Смолино. Такая жизнь продолжалась лет пять или шесть и прекратилась лишь тогда, когда у о. Григория резко обострилась давно возникшая желчекаменная болезнь. В 77 лет он перенёс операцию, которая продлила ему жизнь ещё на шесть лет.

Отец Григорий и матушка Нина прожили вместе 61 год и 2 дня и почили о Господе в один день – 25 октября 1997 г., явив своей смертью пример истинно христианской кончины.

Протоиерей Григорий Пономарёв был хранителем царского креста-мощевика – святыни, принадлежавшей некогда царской семье. История эта такова. Где-то в середине 60-х годов в Курган к о. Григорию приехала погостить его родная сестра, жена священника матушка Мария Александровна Плясунова. Они с супругом, протоиереем Константином, проживали в г. Оренбурге. Впоследствии отец Константин трагически скончался от опухоли мозга, развившийся вследствие автокатастрофы. Именно Мария Александровна и передала отцу Григорию святыню, хранившуюся ранее у монахини Серафимы.

О матушке Серафиме известно очень мало, о себе она почти ничего не рассказывала. При всей скромности внешнего облика чувствовался в ней какой-то аристократизм и необыкновенная сдержанность. Молилась она как сёстры Марфо-Мариинской обители. К началу 60-х годов монахиня Серафима, чувствуя, очевидно, приближение своего ухода, передала матушке Марии Плясуновой датируемый 1710-м годом золотой крест-мощевик с частицами ризы Господней, ризы Пресвятой Богородицы, Животворящего Древа Креста Господня и с вкраплёнными частицами мощей сорока угодников Божиих. Крест, по свидетельству матушки, некогда принадлежал дому Романовых. После кончины отца Григория и матушки Нины их дочь Ольга Григорьевна передала крест-мощевик Екатеринбургской епархии, и он стал храниться в монастыре Царственных мучеников на Ганиной яме.

Всего просмотров (37)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели