Божественная литургия в преддверии Великого поста г. Шадринск

26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощёное воскресенье, заговенье на Великий пост, епископ Шадринский и Далматовский Владимир совершил Божественную литургию в храме в честь святителя Николая г. Шадринска.

Его Преосвященству сослужили: настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Песчано-Коледино Далматовского р-на иерей Виталий Лукиных и клирики кафедрального храма в честь святителя Николая г. Шадринска иерей Сергий Семёнов, протодиакон Василий Тихонов и диакон Димитрий Юдин.

За богослужением была вознесена молитва о Святой Руси. Проповедь по запричастном стихе произнёс иерей Виталий Лукиных.

По завершении Божественной литургии владыка Владимир, поздравив предстоящих и молящихся с воскресным праздничным днём, обратился к верующим со словами архипастырского назидания:

— Сегодня наша Церковь вспоминает Адамово изгнание из рая. Вспоминает для того, чтобы для каждого из нас это послужило жизненным уроком – уроком того, что каждый из нас может оказаться на месте изгнанного Адама. Господь призывает всех нас войти в радость Царствия Небесного и разделить её. Но не каждый может войти в это Царствие по причине нарушения Закона Божиего – данных нам заповедей и закона жизни, которые Господь ниспослал для всего человечества.  

В то время, когда жили наши прародители Адам и Ева, не было ещё закона Моисеева, был лишь закон о том, чтобы не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Это была первая заповедь нашим предкам. И Господь предупреждал их, говоря, что от всякого плода вкушайте, но от древа познания добра и зла не вкушайте, ибо после того как вкусите плод сей, умрёте. Но враг рода человеческого искусил сначала Еву, а через неё и Адама. Они вкусили от этого древа и познали, что такое зло и что такое добро, познали богооставленность и вместо общения с Господом стали скрываться от собственного Небесного Отца. До этого, они с радостью общались со своим Творцом, но после нарушения Заповедей Божиих грех вошёл в естество человеческого рода и через наших прародителей входит во всё их последующее потомство. Он так и называется – прародительный грех. Позже Господь на горе Синай дал нам через Моисея 10 заповедей – закон духовной жизни для каждого человека: как нам нужно поступать в этой жизни, что можно делать, а чего следует сторониться и избегать. И тот человек, который соблюдает эти заповеди, является сыном Божиим и наследником Царствия Небесного. А тот, кто не соблюдает данный ему закон – закон правды, закон жизни, —  такой человек отпадает от Бога. Не Бог отдаляет от Себя этого человека, а человек сам отдаляется от Господа.  

К сожалению, все мы, братья и сёстры, под воздействием всевозможных искушений, которые исходят от мира, плоти и диавола, так или иначе грешим в этой жизни. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но самое главное – нужно понимать, что нет человека без греха. Безгрешен только один Господь. И если мы грешим по нашим немощам или какому-то бесовскому искушению, то, конечно же, падаем, отдаляемся от Бога, и благодать духа Святаго отходит от нас. Но есть спасительное таинство Покаяния, которое Господь установил в нашей Церкви для того, чтобы каждый из нас через это таинство мог спасаться для жизни вечной.

К сожалению, мы живём в непростое время – время, исполненное всяческих искушений и соблазнов, время большой суеты, когда человек стремится как-то преуспеть в обществе, обеспечить себя и своих близких всем необходимым, тратя  на всевозможную суету, заботы и какие-то иные дела очень много времени. Некогда подумать о спасении души, некогда подумать даже о тех согрешениях, которые мы совершили в течение дня. В этой суете пролетают наши дни, проходят годы… И вот, человек оказывается на пороге смерти и только тогда начинает себя вопрошать: «А что у меня за душой? С каким багажом я перейду в жизнь вечную?». И ему вдруг становится очень страшно. Человек впадает в уныние и отчаяние, ведь жизнь, практически, прожита, а о душе подумать он так и не успел. И Святая Церковь, заботясь о спасении каждого своего чада, установила такие вот особые дни покаяния – для того чтобы человек мог как-то отстраниться от повседневной суеты, мог заглянуть в своё сердце и поразмыслить: «Так ли я живу? Не нарушаю ли я заповедей Божиих? Не приобрёл ли я каких-то новых греховных привычек?». Вот это время и даётся нам для того, чтобы каждый из нас смог позаботиться о спасении своей души.  

С завтрашнего дня, братья и сёстры, у нас начинается Великий пост, строгий пост – время покаяния и усиленной молитвы. И, конечно же, я призываю каждого из вас по мере возможностей провести эти дни с пользой для души. Поститься, конечно же, нужно всем, ведь пост – это, прежде всего, воздержание: воздержание в пище, питии, в каких-то увеселительных мероприятиях, воздержание своего языка от зла, от многословия, воздержание от каких-то вредных привычек… Даже дети могут поститься. Один батюшка рассказал: «Как-то я обратился к одному мальчику, который всё время жевал жвачку, сказав ему, чтобы хотя бы во время поста он этого не делал. Это и был своего рода пост для этого молодого человека».

Нужно поститься, в том числе и отстраняясь от каких-то телепередач. Кто-то, например, любит сериалы. Вот и скажите сами себе: «Не буду я в Великий пост смотреть эти сериалы, не буду развлекать свой дух и сердце, а буду больше молиться. Лучше лишний раз прочитаю Евангелие или жития святых». То есть воздерживаться нужно абсолютно от всего, что отвлекает нас от спасения души и от Бога.  

Это одна сторона поста. А вторая сторона поста – это доброделание. Творение милостыни и добра всем тем, кто нас окружает. Без добрых дел и милостыни человек не может спастись. Если мы только молимся, то это, конечно же, не совсем полноценный пост. А если с молитвой соединяем доброделание, то это именно тот пост, о котором заповедал нам Господь, потому что вся наша милостыня и доброделание – это проявление любви и милосердия к ближнему, а Господь есть истинная любовь. Спаситель всю Свою жизнь творил дела милосердия и призывает нас к тому же. Таким образом мы проявляем любовь к нашим собратьям, которые, может быть, испытывают какую-то нужду, не только материальную, но и духовную. Мы можем, например, взять на себя подвиг молитвы за своих родных, которые пока далеки от Бога, не посещают храм Божий, не участвуют в таинствах: «Господи! Мой брат или сестра не ходят в церковь. И я буду за них каждый день класть 5-10 земных поклонов!». Или ещё какой-то духовный подвиг на себя взять. Вот это и будет проявлением нашей любви по отношению к своим родным и близким.

Дай Бог, чтобы все мы, братья и сёстры, провели время Великого поста с пользой для нашей души и тела. Дай Бог, чтобы мы очистили своё сердце от всяких грехов и скверны! И с чистой совестью, с чистой душой вошли в радость празднования Светлого Христова Воскресения. Помогай нам всем в этом Господь! 

В этот день у нас есть благочестивый обычай – испрашивать друг у друга прощения. Ведь в нашей жизни мы совершаем очень много неблаговидных поступков, нарушаем заповеди Божии, а самое главное – друг друга оскорбляем, осуждаем, ненавидим, злословим. И Господь поучает нас (дабы наш пост был настоящим, истинным и богоугодным), чтобы прежде мы испросили друг у друга прощение, простили какие-то взаимные обиды, согрешения и с мирным сердцем вступили на поприще Великого поста. Сам Спаситель говорит, что если вы прощаете какие-то обиды и согрешения от своих ближних, то и Господь простит вам ваши бесчисленные согрешения. А ведь мы грешим в этой жизни очень много и часто, но Господь милосердствует над нами, милует нас, дарит нам время для покаяния, призывая и нас с вами прощать наших ближних. Например, святитель Феофан говорил, что если бы люди достойно пользовались такой возможностью – прощать друг друга, — то христианское общество превратилось бы в райское. Будем же прощать от всего сердца своих родных, близких, своих коллег по работе и всех тех, кого мы по своей немощи или каким-то иным причинам чем-то разгневали или оскорбили. В этот день постараемся примириться со всеми, испросить прощения и сами простить.

Я в свою очередь, братья и сёстры, также хочу испросить у всех вас прощение, так как понимаю, что не делаю многое из того, что мне положено по моим архипастырским обязанностям… Может быть, я кого-то оскорбил, прогневал или осудил (даже неявно, а в сердце своём)… Поэтому и я, прежде всего, должен испросить у вас прощения и попросить ваших молитв обо мне, грешном. Простите, братья и сёстры, мои согрешения вольные и невольные, совершённые делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами.

Будем же молиться, дорогие мои, о том, чтобы Господь подкрепил нас в дни Великого поста, дабы мы обновились, потому что по мере того как человек освобождается от каких-то грехов, он начинает духовно оживать. Всех вас поздравляю с началом Великого поста и желаю каждому из вас с пользой провести это благодатное время. Призываю на всех вас мир и Божие благословение. Храни вас Господь!

 

 

Всего просмотров (56)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели