Божественная литургия г. Шадринск. 17.12.2021 г.
17 декабря 2021 года, в день памяти вмц. Варвары и мц. Иулиании, епископ Шадринский и Далматовский Владимир совершил Божественную литургию в храме в честь Преображения Господня г. Шадринска.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Шадринской епархии настоятель собора в честь Преображения Господня г. Шадринска иерей Константин Стерхов, клирик того же храма иерей Дионисий Долганов, настоятель храма в честь Воскресения Словущего г. Шадринска протоиерей Василий Семёнов, настоятель храма во Имя Святой Троицы с. Маслянское Шадринского р-на протоиерей Димитрий Мельников, настоятель храма в честь Вознесения Господня села Ключи Шадринского района иерей Димитрий Дряннов, клирик кафедрального храма в честь святителя Николая г. Шадринска протодиакон Василий Тихонов.
Во время службы владыкой Владимиром была вознесена молитва от вредоносного поветрия чтомая.
Проповедь по запричастном стихе произнёс протоиерей Димитрий Мельников.
После Божественной литургии перед иконой вмц. Варвары состоялось славление.
По завершении богослужения настоятель собора иерей Константин Стерхов обратился к Преосвященнейшему Владимиру с приветственной речью, в которой поблагодарил владыку за его архипастырский визит и радость совместной молитвы, выразив Главе Шадринской епархии особую признательность за содействие в газификации храма.
В ответном слове епископ Владимир сердечно поблагодарил настоятеля собора за тёплый приём, пожелав ему и всем прихожанам скорейшего восстановления Преображенского собора:
«Все мы молимся и желаем, чтобы со стороны власть придержащих последовало какое-то внимание к данному храму, потому что, действительно, с помощью Божией всё вокруг преображается… Преображается и сам город… А этот храм покинут и забыт всеми. Но мы с вами люди верующие и поэтому молимся нашему Небесному Отцу, чтобы Господь не оставил также и это святое место: чтобы простёр Свою могучую десницу, направив сюда нужных людей – дабы их трудами и нашими молитвами этот храм был, действительно, преображён и воссоздан в том первозданном величии, в котором он некогда сиял и украшал наш славный город».
Пожелав настоятелю Преображенского собора всех благ и помощи Божией в восстановлении древней святыни, Глава Шадринской епархии обратился к присутствующим с праздничной проповедью:
«Всечестные отцы, братья и сестры! Позвольте всех вас поприветствовать и поздравить с сегодняшним праздником – днём памяти святой великомученицы Варвары!
Сегодня во время славления мы слышали такие слова: «Подаждь Господи нам ея молитвами и предстательством кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Божественных Таин причастну». Обычно святой великомученице Варваре молятся о том, чтобы Господь сподобил нас перед уходом из этого земного мира причаститься Святых Христовых Таин.
Действительно, это последнее таинство очень важно для каждого православного христианина. Почему? Потому что причащаясь Святых Христовых Таин мы причащаемся во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную – тем самым соединяясь с Богом, – а это служит залогом нашего будущего единения с Ним на Небе. По преданию святых отцов, душа человека, который в день причастия отходит ко Господу, не проходит мытарств – но возносится прямо к нашему Небесному Отцу. И, конечно же, каждый из нас старается молиться святой великомученице Варваре о ниспослании ему перед его земной кончиной возможности стать причастником Святых Тела и Крови Христовых.
Но, к сожалению, мы всё чаще и чаще видим с вами пустые храмы и понимаем, что многие люди совсем перестают думать о своей посмертной участи в загробном мире и радеть о спасении собственной души. Сегодня мы наблюдаем такое явление, когда человек старается получить все радости и наслаждения именно здесь, на земле, забывая о том, что данная жизнь скоротечна, а все те удовольствия, к которым многие из нас стремятся, являются сиюминутными и призрачными, не приносящими человеку истинного счастья – ведь только благодать Духа Святаго, которая касается сердца человека в его единении с Богом, может принести каждому из нас радость, удовлетворение, мир в душе и истинные блага.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы все мы помнили о своём последнем часе и никогда не забывали о том, что рано или поздно наша земная жизнь закончится. И с чем мы придём к Богу? С возом каких-то грехов?.. Или же напротив – с добрыми делами, которые нас впоследствии и оправдают на Страшном Суде?
Так пусть же святая великомученица Варвара будет ходатаицей и предстательницей за нас пред престолом Божиим, дабы почитая её здесь – в нашей земной жизни, – мы были как-то облагодетельствованы ею пред престолом Божиим – в жизни будущей. Пусть по её святым молитвам наш Небесный Отец ниспосылает каждому верующему в Него духовное и телесной здравие, но самое главное – чтобы в тот момент, когда мы уже будем лежать на смертном одре, Господь по молитвам этой дивной святой сподобил нас в наши последние минуты причаститься Святых Христовых Таин. Я желаю этого и себе и всем вам, дорогие мои, потому что, действительно, это великое счастье соединиться с Богом здесь – на земле – и в этом единении перейти в жизнь вечную!
Ещё раз, братья и сестры, всех вас поздравляю с днём памяти святой великомученицы Варвары. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Таин. Дай Господи, чтобы это таинство послужило вам во исцеление души и тела. Призываю на всех вас мир и Божие благословение. Храни вас Господь! Аминь».
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305–311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить её общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со временем к Диоскору всё чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от неё решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у неё появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нём, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещённая благодатью Крещения, Варвара ещё с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно – во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчёта о сделанном. «Три лучше чем два, – говорила Варвара, – ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на неё с обнажённым мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от неё, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда её начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жёсткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда её ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, – на её теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнажёнными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.
(Церковно-историческая справка приведена по материалам сайта azbyka.ru)
Всего просмотров (59)