Божественная литургия г. Шадринск. 17.12.2021 г.

17 декабря 2021 года, в день памяти вмц. Варвары и мц. Иулиании, епископ Шадринский и Далматовский Владимир совершил Божественную литургию в храме в честь Преображения Господня г. Шадринска.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Шадринской епархии настоятель собора в честь Преображения Господня г. Шадринска иерей Константин Стерхов, клирик того же храма иерей Дионисий Долганов, настоятель храма в честь Воскресения Словущего г. Шадринска протоиерей Василий Семёнов, настоятель храма во Имя Святой Троицы с. Маслянское Шадринского р-на протоиерей Димитрий Мельников, настоятель храма в честь Вознесения Господня села Ключи Шадринского района иерей Димитрий Дряннов, клирик кафедрального храма в честь святителя Николая г. Шадринска протодиакон Василий Тихонов.

Во время службы владыкой Владимиром была вознесена молитва от вредоносного поветрия чтомая.

Проповедь по запричастном стихе произнёс протоиерей Димитрий Мельников.

После Божественной литургии перед иконой вмц. Варвары состоялось славление.

По завершении богослужения настоятель собора иерей Константин Стерхов обратился к Преосвященнейшему Владимиру с приветственной речью, в которой поблагодарил владыку за его архипастырский визит и радость совместной молитвы, выразив Главе Шадринской епархии особую признательность за содействие в газификации храма.

В ответном слове епископ Владимир сердечно поблагодарил настоятеля собора за тёплый приём, пожелав ему и всем прихожанам скорейшего восстановления Преображенского собора:

«Все мы молимся и желаем, чтобы со стороны власть придержащих последовало какое-то внимание к данному храму, потому что, действительно, с помощью Божией всё вокруг преображается… Преображается и сам город… А этот храм покинут и забыт всеми. Но мы с вами люди верующие и поэтому молимся нашему Небесному Отцу, чтобы Господь не оставил также и это святое место: чтобы простёр Свою могучую десницу, направив сюда нужных людей – дабы их трудами и нашими молитвами этот храм был, действительно, преображён и воссоздан в том первозданном величии, в котором он некогда сиял и украшал наш славный город».

Пожелав настоятелю Преображенского собора всех благ и помощи Божией в восстановлении древней святыни, Глава Шадринской епархии обратился к присутствующим с праздничной проповедью:

«Всечестные отцы, братья и сестры! Позвольте всех вас поприветствовать и поздравить с сегодняшним праздником – днём памяти святой великомученицы Варвары!  

Сегодня во время славления мы слышали такие слова: «Подаждь Господи нам ея молитвами и предстательством кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Божественных Таин причастну». Обычно святой великомученице Варваре молятся о том, чтобы Господь сподобил нас перед уходом из этого земного мира причаститься Святых Христовых Таин.

Действительно, это последнее таинство очень важно для каждого православного христианина. Почему? Потому что причащаясь Святых Христовых Таин мы причащаемся во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную – тем самым соединяясь с Богом, – а это служит залогом нашего будущего единения с Ним на Небе. По преданию святых отцов, душа человека, который в день причастия отходит ко Господу, не проходит мытарств – но возносится прямо к нашему Небесному Отцу. И, конечно же, каждый из нас старается молиться святой великомученице Варваре о ниспослании ему перед его земной кончиной возможности стать причастником Святых Тела и Крови Христовых.   

Но, к сожалению, мы всё чаще и чаще видим с вами пустые храмы и понимаем, что многие люди совсем перестают думать о своей посмертной участи в загробном мире и радеть о спасении собственной души. Сегодня мы наблюдаем такое явление, когда человек старается получить все радости и наслаждения именно здесь, на земле, забывая о том, что данная жизнь скоротечна, а все те удовольствия, к которым многие из нас стремятся, являются сиюминутными и призрачными, не приносящими человеку истинного счастья – ведь только благодать Духа Святаго, которая касается сердца человека в его единении с Богом, может принести каждому из нас радость, удовлетворение, мир в душе и истинные блага.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы все мы помнили о своём последнем часе и никогда не забывали о том, что рано или поздно наша земная жизнь закончится. И с чем мы придём к Богу? С возом каких-то грехов?.. Или же напротив – с добрыми делами, которые нас впоследствии и оправдают на Страшном Суде?

Так пусть же святая великомученица Варвара будет ходатаицей и предстательницей за нас пред престолом Божиим, дабы почитая её здесь – в нашей земной жизни, – мы были как-то облагодетельствованы ею пред престолом Божиим – в жизни будущей. Пусть по её святым молитвам наш Небесный Отец ниспосылает каждому верующему в Него духовное и телесной здравие, но самое главное – чтобы в тот момент, когда мы уже будем лежать на смертном одре, Господь по молитвам этой дивной святой сподобил нас в наши последние минуты причаститься Святых Христовых Таин. Я желаю этого и себе и всем вам, дорогие мои, потому что, действительно, это великое счастье соединиться с Богом здесь – на земле – и в этом единении перейти в жизнь вечную!  

Ещё раз, братья и сестры, всех вас поздравляю с днём памяти святой великомученицы Варвары. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Таин. Дай Господи, чтобы это таинство послужило вам во исцеление души и тела. Призываю на всех вас мир и Божие благословение. Храни вас Господь! Аминь».

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра ро­ди­лась в г. Илио­по­ле (ны­неш­ней Си­рии) при им­пе­ра­то­ре Мак­си­мине (305–311 гг.) в знат­ной язы­че­ской се­мье. Отец Вар­ва­ры Ди­о­скор, ра­но ли­шив­шись сво­ей су­пру­ги, был страст­но при­вя­зан к сво­ей един­ствен­ной до­че­ри. Чтобы убе­речь кра­си­вую де­вуш­ку от по­сто­рон­них взо­ров и вме­сте с тем ли­шить её об­ще­ния с хри­сти­а­на­ми, он по­стро­ил для до­че­ри спе­ци­аль­ный за­мок, от­ку­да она вы­хо­ди­ла толь­ко с раз­ре­ше­ния от­ца (кондак 2). Со­зер­цая с вы­со­ты баш­ни кра­со­ту Бо­жи­его ми­ра, Вар­ва­ра ча­сто ис­пы­ты­ва­ла же­ла­ние узнать его ис­тин­но­го Твор­ца. Ко­гда при­став­лен­ные к ней вос­пи­та­тель­ни­цы го­во­ри­ли, что мир со­здан бо­га­ми, ко­то­рых по­чи­та­ет ее отец, то она мыс­лен­но го­во­ри­ла: «Бо­ги, ко­то­рых по­чи­та­ет мой отец, сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­че­ски­ми. Как эти бо­ги мог­ли со­здать та­кое пре­свет­лое небо и та­кую кра­со­ту зем­ную? Един дол­жен быть та­кой Бог, Ко­то­ро­го со­зда­ла не ру­ка че­ло­ве­че­ская, но Сам Он, име­ю­щий соб­ствен­ное бы­тие». Так свя­тая Вар­ва­ра учи­лась от тво­ре­ний ви­ди­мо­го ми­ра по­зна­вать Твор­ца, и на ней сбы­ва­лись сло­ва про­ро­ка «По­учих­ся во всех де­лех тво­их, в тво­ре­нии ру­ку тво­ею по­учах­ся» (Пс.142:5) (икос 2).

Со вре­ме­нем к Ди­о­ско­ру всё ча­ще ста­ли при­хо­дить бо­га­тые и знат­ные же­ни­хи, про­ся ру­ки его до­че­ри. Отец, дав­но меч­тав­ший о за­му­же­стве Вар­ва­ры, ре­шил за­ве­сти с ней раз­го­вор о бра­ке, но, к сво­е­му огор­че­нию, услы­шал от неё ре­ши­тель­ный от­каз ис­пол­нить его во­лю. Ди­о­скор ре­шил, что со вре­ме­нем на­стро­е­ние до­че­ри из­ме­нит­ся и у неё по­явит­ся склон­ность к за­му­же­ству. Для это­го он раз­ре­шил ей вы­хо­дить из баш­ни, на­де­ясь, что в об­ще­нии с по­дру­га­ми она уви­дит дру­гое от­но­ше­ние к за­му­же­ству.

Од­на­жды, ко­гда Ди­о­скор на­хо­дил­ся в дли­тель­ном пу­те­ше­ствии, Вар­ва­ра по­зна­ко­ми­лась с мест­ны­ми хри­сти­ан­ка­ми, ко­то­рые рас­ска­за­ли ей о Три­еди­ном Бо­ге, о неиз­ре­чен­ном Бо­же­стве Иису­са Хри­ста, о Его во­пло­ще­нии от Пре­чи­стой Де­вы и о Его воль­ном стра­да­нии и Вос­кре­се­нии. Слу­чи­лось так, что в то вре­мя в Илио­по­ле про­ез­дом из Алек­сан­дрии на­хо­дил­ся свя­щен­ник, при­няв­ший вид куп­ца. Узнав о нём, Вар­ва­ра при­гла­си­ла пре­сви­те­ра к се­бе и про­си­ла со­вер­шить над ней та­ин­ство Кре­ще­ния. Свя­щен­ник из­ло­жил ей ос­но­вы свя­той ве­ры и за­тем кре­стил во Имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. Про­све­щён­ная бла­го­да­тью Кре­ще­ния, Вар­ва­ра ещё с боль­шей лю­бо­вью об­ра­ти­лась к Бо­гу. Она обе­ща­ла по­свя­тить Ему всю свою жизнь.

За вре­мя от­сут­ствия Ди­о­ско­ра при его до­ме ве­лось стро­и­тель­ство ка­мен­ной баш­ни, где ра­бо­чие по при­ка­за­нию хо­зя­и­на на­ме­ре­ва­лись со­ору­дить два ок­на с юж­ной сто­ро­ны. Но Вар­ва­ра, зай­дя од­на­жды по­смот­реть стро­и­тель­ство, упро­си­ла их сде­лать тре­тье ок­но – во об­раз Тро­ич­но­го Све­та (икос 3). Ко­гда же вер­нул­ся отец, то он по­тре­бо­вал у до­че­ри от­чёта о сде­лан­ном. «Три луч­ше чем два, – го­во­ри­ла Вар­ва­ра, – ибо у непри­ступ­но­го, неиз­ре­чен­но­го Све­та Тро­ич­но­го Три Ок­на (Ипо­ста­си или Ли­ца)». Услы­шав от Вар­ва­ры хри­сти­ан­ские ве­ро­учи­тель­ные на­став­ле­ния, Ди­о­скор при­шел в ярость. Он бро­сил­ся на неё с об­на­жён­ным ме­чом, но Вар­ва­ра успе­ла вы­бе­жать из до­ма (икос 4). Она укры­лась в гор­ной рас­се­лине, ко­то­рая чуд­ным об­ра­зом рас­сту­пи­лась пе­ред ней.

К ве­че­ру Ди­о­скор по ука­за­нию од­но­го пас­ту­ха всё же на­шел Вар­ва­ру и с по­бо­я­ми при­та­щил му­че­ни­цу в дом (икос 5). На­ут­ро он от­вел Вар­ва­ру к го­род­ско­му пра­ви­те­лю и ска­зал: «Я от­ре­ка­юсь от неё, по­то­му что она от­вер­га­ет бо­гов мо­их, и ес­ли не об­ра­тит­ся к ним сно­ва, то не бу­дет мне до­че­рью. Му­чай её, дер­жав­ный пра­ви­тель, как бу­дет угод­но тво­ей во­ле». Дол­го уго­ва­ри­вал гра­до­на­чаль­ник Вар­ва­ру не от­сту­пать от древ­них оте­че­ских за­ко­нов и не про­ти­вить­ся во­ле от­ца. Но свя­тая муд­рою ре­чью об­ли­ча­ла за­блуж­де­ния идо­ло­по­клон­ни­ков и ис­по­ве­да­ла Иису­са Хри­ста Бо­гом. То­гда её на­ча­ли силь­но бить во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и по­сле это­го рас­ти­рать глу­бо­кие ра­ны жёст­кой вла­ся­ни­цей.

В кон­це дня Вар­ва­ру от­ве­ли в тем­ни­цу. Но­чью, ко­гда её ум был за­нят мо­лит­вой, ей явил­ся Гос­подь и ска­зал: «Дер­зай, неве­ста Моя, и не бой­ся, ибо Я с то­бою. Я взи­раю на по­двиг твой и об­лег­чаю твои бо­лез­ни. Пре­тер­пи до кон­ца, чтобы вско­ре на­сла­дить­ся веч­ны­ми бла­га­ми в Цар­стве Мо­ем». На сле­ду­ю­щий день все бы­ли удив­ле­ны, уви­дев Вар­ва­ру, – на её те­ле не оста­лось ни­ка­ких сле­дов недав­них ис­тя­за­ний (икос 6). Ви­дя та­кое чу­до, од­на хри­сти­ан­ка, по име­ни Иули­а­ния, от­кры­то ис­по­ве­да­ла свою ве­ру и объ­яви­ла же­ла­ние по­стра­дать за Хри­ста (кондак 8). Обе­их му­че­ниц на­ча­ли во­дить об­на­жён­ны­ми по го­ро­ду, а за­тем по­ве­си­ли на де­ре­ве и дол­го пы­та­ли (кондак 9). Их те­ла тер­за­ли крю­чья­ми, жгли све­ча­ми, би­ли по го­ло­ве мо­лот­ком (икос 7). От та­ких пы­ток невоз­мож­но бы­ло остать­ся че­ло­ве­ку жи­вым, ес­ли бы му­че­ниц не укреп­ля­ла си­ла Бо­жия. Оста­ва­ясь вер­ны­ми Хри­сту, по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля му­че­ни­цы бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил сам Ди­о­скор (икос 10). Но без­жа­лост­но­го от­ца вско­ре по­ра­зи­ла мол­ния, пре­вра­тив его те­ло в пе­пел.

Мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры в VI ве­ке бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а в XII ве­ке дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Алек­сея Ком­ни­на (1081–1118 гг.), княж­на Вар­ва­ра, всту­пая в брак с рус­ским кня­зем Ми­ха­и­лом Изя­с­ла­ви­чем, при­вез­ла их с со­бой в Ки­ев, где они на­хо­дят­ся и те­перь – в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

(Церковно-историческая справка приведена по материалам сайта azbyka.ru)

Всего просмотров (59)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели