Тематическая страница «Православие», посвящённая 30-летию обретения мощей прп. Далмата Исетского, вышла в №31 районной газеты «Далматовский вестник» за 2024 г.
В районной газете «Далматовский вестник» в течение года традиционно выходят тематические страницы «Православие» с материалами из церковной жизни Далматовской обители и приходов Далматовского муниципального округа. Страница выходит по благословению наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова).
Вышедшая в № 31 от 1 августа 2024 года тематическая газетная страница «Православие», подготовленная М. С. Чебыкиной по информации, предоставленной наместником монастыря, содержит материалы, посвященные 30-летию обретения мощей прп. Далмата Исетского, а также краткие новостные заметки о текущих событиях жизни Далматовской обители.
На первой странице помещены статья «Почитание святого Далмата» и анонс праздничных мероприятий, запланированных администрацией Далматовского муниципального округа 3 августа в честь дня памяти обретения мощей прп. Далмата Исетского.
Вверху пятой страницы помещены два кратких сообщения:
ПАМЯТНИКАМ ВНИМАНИЕ.
У главы Далматовского муниципального округа А. Г. Аносова состоялось совещание по ремонту объектов культурного наследия федерального значения в г. Далматово — крепостной стены Ансамбля Далматовского монастыря и Николаевского храма. В совещании приняли участие из Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области, древлехранитель Шадринской епархии игумен Варнава (Аверьянов), эконом Далматовской обители, настоятель храма в честь свт. Николая Чудотворца в г. Далматово иеромонах Софроний (Григорьев), а также руководители подрядных организаций.
ПАМЯТИ СТАРЦА.
Всенощное бдение и Божественную литургию праздника преставления преподобного Далмата Исетского возглавил наместник Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов). На всенощном бдении ему сослужили насельники обители в священном сане: иеромонахи Корнилий (Мохов), Тимофей (Верзун), Иосиф (Бровкин) и Софроний (Григорьев). В день праздника на источнике иеромонах Корнилий (Мохов) отслужил водосвятный молебен. По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг стен монастыря и пение акафиста святому. На праздничную службу прибыли паломники из Челябинской, Свердловской и Курганской областей.
Под общей темой «6 августа 2024 года исполняется 30 лет со дня обретения честных мощей преподобного Далмата Исетского» на пятой странице номера напечатаны два материала:
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА.
Первая попытка обрести мощи старца Далмата была произведена еще в XIX веке при закладке фундамента храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Уже в 40-х годах XIX века возникает мысль и даже начинается подготовка к строительству церкви на месте погребения преподобного Далмата. Таким образом, сам храм должен был служить как бы памятником преподобному, хотя еще и не прославленному.
Однако собственно работы по возведению храма начались лишь в 1870 г. при архимандрите Исаакии. Поскольку при прокопке канав под фундамент церкви рабочие наткнулись на кирпичный склеп, из которого был виден гроб Далмата, то встал вопрос о том, как поступить с мощами преподобного. Несмотря на переписку настоятеля с правящим и викарным архиереями, освидетельствование состояния гроба и склепа самим Преосвященным Вассианом, Епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии, вопрос так и не был решен. Мощи по-прежнему оставались в том самом склепе, где и были обнаружены. Дождевая вода, проникшая по недосмотру через отверстие в склепе, впоследствии очень негативно повлияла на сохранность мощей.
Явлений и чудес угодника Божия, письменно зафиксированных монастырским начальством в 1871-1889 годах, насчитывается около тридцати. Первоначально они находились в архиве Далматовского монастыря, ныне же — в Государственном архиве г. Шадринска. Эти документы весьма поучительны и не утратили своего значения до сего дня.
ЯВЛЕНИЯ УГОДНИКА БОЖИЯ.
В монастырском архиве имеются письменные свидетельства благочестивых паломников, которым являлся Далмат и указывал на то, что он лежит в сыром месте. Крестьянину села Далматово Якову Попову преподобный Далмат являлся неоднократно в видениях, в том числе и вместе со своим сыном, архимандритом Исааком, и в частности, повелевал объявить, дабы обрели его мощи и не сомневались в том, что в обнаруженном склепе похоронен именно он.
«1871 года июня на четвертое число в ночь я видел, что будто я нахожусь в 4-х верстах от Далматова по дороге в Екатеринбург на поле, приходит ко мне монах и говорит обычное христианское приветствие и просит, чтобы я отвёз его в Далматовский монастырь, говорит, что мне нужно скорее поспеть. Я спросил его, а кто он такой. Он отвечал мне, я далматовский архимандрит, ходил звал Преосвященных на исследование святых мощей. Они скоро будут. Мне не поспеть. Но я медлил. Старец настоятель просил, чтобы я скорее запрягал лошадь.
Когда мы доехали до монастыря, Преосвященные встречены настоятелем монастыря. Сидевший со мною монах, я более его не видал — куда он скрылся? Это привело меня в ужас и я пробудился, и не доверял видению, много сумневался. В тот день видение повторилось. Только что заснул, вижу себя в монастыре уже перед святыми мощами, открыто почивающими и желаю приложиться к ним, но уже не допущен был за неверие мое и сомнение, одним неизвестным человеком, грозящим мне смертию, если еще начну сумлеваться. Потом я опять вышел в монастырскую ограду, вижу много народа занимается разными работами. Между ими ходит монах с тростию в руках, указывая работы. Народ мне незнакомый. В это время подошел ко мне неизвестный человек, что это, указал на монаха — архимандрит Исаак занялся постройкой, сын Далмата, а Далмат стал стар, не занимается распоряжением работ. Оный человек взял меня за руку, повел к этому дому. Когда мы прошли к лестнице, ведущей в дом на север, тут стоят два портрета: на правой руке и на левой. Ведущий сказал мне: это ихние портреты, в этой комнате они живут. Двери комнаты не затворены, там сидит монах подобный портрету. Мне хотелось из-за любопытства узнать более, но страшась оного, начал спускаться вниз. При сходе моем встретил меня прежде помянутый монах, идущий с человеком к лестнице; указывая на лестницу, он говорил, что нехорошо она устроена, старый или хворый человек не может сходить по ней к ним. Я начал узнавать его. Он с веселым взором обратился ко мне: что ты узнал меня? Я тот, который был у тебя на поле, тростью указал на портрет: это мой портрет, смотри его, а сам скрылся от глаз моих. Я взглянул на портрет — весьма сходной с лицом его, подпись была: архимандрит Исаак! Я исполнился радости неизреченной и пробудился».
«1871 года на 24 день октября в честь празднования Образа Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, мне видение было таковое: Я, неизвестно по какому-то случаю находился в монастырской ограде, в то время на колокольне слышно было во все колокола звон. Я спросил у одного тут стоящего человека: для чего звонят, кого ждут?». Он отвечал, что в сей день скоро будут из разных мест посетители. С полуденных дверей монастырской ограды входили люди, впереди их несён был Животворящий Крест. Шествующие были во архиерейском облачении, в руках их жезлы или трости. Шли с пением стихиры «Днесь благодать Святаго Духа нас собра».
Из которых шесть человек были в архиерейских митрах, седьмой в клобуке, а прочие в разных одеждах. Шли мимо могилы Далмата, прямо у дверей часовни творили поклонение. Остановились тут, где заложен престол во имя Богоматери. В то время от них послан был человек возвестить настоятеля монастыря о прибытии их.
В то время один из стоящих в середине знаком руки своей подозвал меня ближе к себе. Я со страхом подошел к ним. Тот, который подозвал меня, взял за руку и повел на могилу Далмата. По пришествии нашем могила поднялась, и земля расступилась. Явился гроб. Приведший меня вскрыл крышку гроба… во гробе почивающий в монашеской одежде, в правой руке держал лист бумаги, на груди его лежала книга. Приведший меня указал, что сей лист означает имя звания его. Эта книга, угодно будет Богу, откроют мощи. В этой книге отпечатают ему службу и Житие и Страдания от нашествия татар и калмыков — в конце книги сия изложатся чудеса Его; после чего дал лист бумаги, писанный по печатному. Подай настоятелю, скажи, что я тебя послал к нему. Мое имя — Алексей Вторый, из митрополитов Московских.
После сего архиерей сказал, чтобы я отвёз его в монастырь. Я исполнил волю его. Но мысль моя была о могиле Далмата. И я пошел туда. Могила была раскопана, и я спустился в могилу, начал копать. Показался новый гроб, как будто сейчас спущен. Но не в силах я был окопать его. Мне на помощь явился человек, который помог окопать мне гроб. Оказавшийся гроб из колоды граненой, крышка черная. Нам желательно было осмотреть во гробе почивающего. Дно гроба было цело, нисколько не предалось гнилости.
Того же месяца на 16-е число в день Святой Троицы в 4-е часа утра видение повторилось. Будто я нахожусь в монастырской ограде во время совершения богослужения вечерни. В это самое время на средине ограды оказалась широкая крестьянская телега. В то время из церкви вышел вышеупомянутый в первом моем видении человек в тёмно-зелёном подряснике, немолодой летами, поседевший, без клобука, подпоясавшись широким ремнем. Он начал приглашать, чтобы я ему тащил телегу в церкву. Я отвечал, что телегу в церкву тащить неприлично. Он с твердостью отвечал, что не твое дело, а просил, чтобы я пособил тащить. Когда мы дотащили до церковных дверей, я отпустил оглобли вниз и более не помогал ему. Я спросил его: на какую надобность в церковь вести телегу? Он отвечал мне, что настоятель с казначеем приискивают в церкви место для перенесения святых мощей и не знают, куда перенести. Мы поставим эту телегу между столбами перед Нерукотворным образом Спасителя, — так они и познают место для перенесения святых мощей.
Когда телегу мы везли по церкви, настоятель с казначеем на нас не обратили никакого внимания, и когда дотащили ее до показанного места, оный человек сам установил ее как должно. В это время из телеги и образовалось подобие большого продолговатого ящика или гроба, украшенного черной и зеленой краской. Оный человек указал, что именно сюда поместят мощи, а сам скрылся неизвестно куда. В это время настоятель с казначеем подошли к этому месту, посмотрели, что хорошо для перенесения мощей будет место сие, и сами начали приготовлять нужное для перенесения мощей и начали одеваться в священные одежды. И в это время настоятель повелел звонить в благовестный колокол и тем известил жителей города или села Далматово о перенесении святых мощей. В эти минуты и я исполнился чувством радости, что сподобился быть причастным к перенесению святых мощей. От восторга я и пробудился. Оба эти видения я доношу на имя настоятеля Далматовского Успенского монастыря архимандрита Исаакия».
Всего просмотров (21)