«Именины и христианские традиции». Тайна имени. Духовно-просветительская беседа в селе Шатрово
Настоятель прихода в честь святых равноапостольных Мефодияи и Кирилла с. Шатрово иерей Сергий (Кретов) 24 апреля 2023 г. провёл духовно-просветительскую беседу в Шатровском КЦСОН на тему «Именины и христианские традиции».
Именины – это день памяти святого, чьё имя было дано человеку в таинстве Крещения. Иначе говоря, это День ангела, день памяти нашего небесного покровителя – того святого, имя которого мы носим. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях эти праздники обычно совпадали, т.к. традиционно ребёнка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день – это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек. Именно при Крещении мы получаем своё церковное имя, с которым подходим к таинствам Православной Церкви и с которым отходим в вечность.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя всегда было значительной составляющей личности человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, его предназначением в этой жизни. Удачно выбранное для человека (или самим человеком) имя становилось источником силы и процветания, стимулом для самосовершенствования. Наречение считалось высоким актом со-творения, то есть человеческим участием в тайне творения, призыванием на нового человека благодати Божией.
Христианство как проявление высшего религиозного опыта человечества со всей серьёзностью относится к личным именам. Это коренится в исповедании нашего Бога совершенной Личностью – Сущностью мыслящей, разумной. Поэтому, при всём понимании абсолютной неприменимости к Богу любых человеческих имён, мы с уважением относимся к тайне личности и к имени, являющемуся отображением, символом этой тайны. Как писал протоиерей Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощённое слово, осуществлённое имя, ибо сам Господь есть воплощённое Имя и Слово».
Нарекая младенца или иного входящего в Церковь человека именем уже канонизированного святого, Церковь старается направить его на истинный путь спасения и богопознания: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни другого человека, освятилось его подвигом и молитвами. Поэтому естественно для носящего святое имя всегда хранить в себе образ жизни своего небесного покровителя, помощника и молитвенника и с благоговением почитать его икону, а также день его молитвенной памяти. Конечная цель христианского подвига подразумевает стремление к святости, поэтому и все имена христиан — святы. Если мы (хоть по факту крещения) признаём себя православными, то надо приучать ребёнка с детства молиться своему святому и отмечать день памяти этого святого прилично случаю, благочестиво подражая нашим предкам.
Необходимо осмыслить духовное значение нашей жизни, вернуть благодатный смысл нашим именам. И возрождение традиции праздновать свои именины — прекрасный повод, идеальный праздник для укрепления семьи, замечательная традиция, которую нужно вспомнить и возродить.
Всего просмотров (4)