«Первая заповедь закона Моисеева». Катехизическая беседа с казаками
В библиотеке кафедрального храма в честь святителя Николая г. Шадринска 26 января 2023 г. состоялась катехизическая беседа с казаками хутора «Шадринский».
По окончании Божественной литургии и молебна казаки проследовали в приходскую библиотеку, где после общей молитвы руководитель Отдела по взаимодействию с казачеством Шадринской епархии иерей Виталий Лукиных начал беседу на тему «Первая заповедь закона Моисеева».
В ходе мероприятия у присутствующих возникали многочисленные вопросы, из за чего дискуссия часто оживлялась, доходя даже до небольших споров и диспутов. По окончании беседы была сделана общая фотография.
Далее собравшиеся приступили к традиционному чаепитию, за которым состоялось обсуждение вопросов на иные (свободные) темы. Прощаясь, казаки вместе с отцом Виталием молитвенно поблагодарили Господа за Его милосердие и договорились о дальнейших встречах.
***
О первой заповеди Закона Божия
1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.
Первою заповедью Господь указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его – Единого Истинного Бога. Кроме Него никому не должны мы воздавать Божеского почитания.
Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
Аз – Я; да не будут тебе – не должно быть у тебя; бози – боги; инии – иные, другие; разве Мене – кроме Меня.
Имя: «Господь» от слова «господствовать»; имя «Бог» от слова «богатый в милости», благий! Как всемогущий – Бог повелевает; как милосердный – Он открывает Самого Себя и Свою святую волю. Для того чтобы почитать Господа Бога, мы должны познавать Его, то есть учиться богопознанию.
Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность. Все научные человеческие знания, если они не озарены светом богопознания, теряют своё истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания вносят в жизнь много зла.
Для приобретения богопознания, т. е. для того чтобы научиться познавать истинного Бога, мы должны:
1. Читать и изучать Священное Писание (Слово Божие), которое сообщает нам истинное и совершеннейшее познание о Боге.
2. Читать творения Святых Отцов и Учителей Церкви, – что необходимо для правильного понимания Св. Писания и сохранения себя от извращённого, неправильного понимания.
3. Часто посещать храм Божий, потому что все службы церковные, в нём совершаемые, представляют собою наглядное поучение о Боге и делах Его.
4. Слушать проповеди пастырей и читать книги религиозно-нравственного содержания.
5. Изучать творение Божие – природу, а равно и историю рода человеческого, которые являют нам дивные действия промысла Божия.
Эта заповедь налагает на нас определённые обязанности богопочитания:
1. Веровать в Бога, то есть иметь искреннее и твёрдое убеждение в Его существовании.
2. Ходить пред Богом, то есть всегда помнить о Боге и всё делать как бы пред очами Божиими (поступать осмотрительно), а вместе с тем не забывать, что Бог видит не только наши дела, но и наши помышления.
3. Надеяться на Бога, любить Бога и повиноваться Богу, то есть всегда быть готовыми делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он не то делает с нами, чего бы мы сами желали. Ведь только один Бог знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно.
Высшая форма любви к Богу есть благоговение (или страх Божий), то есть боязнь удалиться от Бога через наши грехи.
4. Поклоняться Богу, прославлять и благодарить Господа Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя нашего, памятуя все Его дары и милости к нам.
5. Безбоязненно исповедывать Бога, то есть перед всеми признавать, что Он наш Бог, и не отказываться от своей веры, хотя бы за это исповедание пришлось пострадать и даже умереть.
Грехи против первой заповеди:
1. Безбожие, – когда люди совсем отрицают бытие Божие. Таких людей пророк Давид называет безумными: «сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13:1).
2. Многобожие, – когда вместо Единого Истинного Бога признают многие мнимые божества.
3. Неверие, – когда люди, признавая бытие Божие, не верят Его Божественному Провидению и Откровению.
Это неверие часто происходит от неправильных образования и воспитания, от гордости и самомнения, от увлечения дурными примерами, от пренебрежительного отношения к руководству Церкви и от греховной жизни.
4. Ересь, – когда люди придумывают или изобретают учения противные Божественной истине. Или же упорно и намеренно извращают Божественную истину.
5. Раскол, – то есть своевольное уклонение (отделение) от единства богопочитания (от единства с Православной Церковью).
6. Богоотступничество, – когда люди отрекаются от истинной веры, боясь преследований и насмешек. Или ради каких-либо земных расчётов. Или из увлечения ложными учениями.
7. Отчаяние, – когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием, не надеются получить от Бога помощи и спасения.
Ужаснейшие примеры отчаяния представляют собою самоубийцы.
8. Волшебство, – когда люди, оставляя веру в силу Божию, обращаются к разным тайным и злым силам.
9. Суеверие, – когда верят какой-нибудь обыкновенной вещи, приписывая ей сверхъестественную силу.
10. Леность в молитве и во всяком богоугодном деле.
11. Любовь к твари больше, нежели к Богу.
12. Человекоугодие, – когда заботятся больше об угождении людям, чем Богу.
13. Человеконадеяние, – когда надеются больше на себя или на других людей, чем на милость и помощь Божию.
Заповедь Божия не противоречит нашему долгу почитать святых ангелов и святых угодников Божиих и молиться им, так как мы почитаем их не так, как Самого Бога, а как верных служителей Божиих, угодивших своей жизнью Богу. Святые ангелы и угодники Божии близки к Богу и могут быть нашими помощниками в молитве пред Господом. Мы должны просить их помощи и заступления в твёрдом уповании, что Господь ради них скорее услышит и наши грешные молитвы. Слово Божие говорит: «…молитесь друг за друга, что бы исцелиться; много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).
Всего просмотров (16)