Память убиенной инокини Антонии (Серёдкиной) почтили в Боровском женском монастыре
27 августа – день рождения инокини Антонии, которую мы считаем нашей небесной молитвенницей за обитель. Инокиня Антония (в миру Антонина Александровна Серёдкина) родилась 27 августа 1952 года в Горьковской области. В этом году ей исполнилось бы 70 лет. Но в 1999 году в возрасте 47 лет она была убита в Никольском храме Боровской обители.
В монастыре в честь Похвалы Божией Матери с. Боровское Катайского р-на в этот день была отслужена панихида по инокине Антонии на её могилке.
***
Инокиня Антония (в миру Антонина Александровна Серёдкина) родилась 27 августа 1952 года в Горьковской области. Тоню и её младшую сестру Алевтину мама воспитывала одна, и семья часто пребывала в нужде. Переехав в Курган, к родственникам, некоторое время они жили в съёмной квартире, потом купили домик.
В детстве Тоня ничем не отличалась от своих сверстниц. Закончив восемь классов, выучилась на продавца и проработала около года в продовольственном магазине. На восемнадцатом году жизни вышла замуж; вскоре муж ушёл в армию, оставив её одну, к тому времени уже носящую под сердцем дитя. После рождения ребенка Антонина устроилась работать нянечкой в ясли-сад, чтобы иметь возможность водить туда сына. Когда муж вернулся из армии, семья переехала в Алма-Ату, к тёте мужа. Но супружеская жизнь не сложилась… После развода Антонина вернулась домой, устроилась на завод, в одиночку растила сына Сергея. Она не имела ничего, кроме квартиры и необходимой мебели, но всегда в глубине души не теряла надежды обрести полноценную счастливую семью. Вскоре она вышла замуж во второй раз.
Отработав на вредном заводском производстве двадцать лет, в пятьдесят лет Антонина хотела уйти на пенсию, но до этого срока не доработала – её сократили. Через службу трудоустройства она выучилась шить и стала портнихой. Обратилась в ризничную Курганской епархии, почти не надеясь получить там место, но её сразу же приняли на работу.
Было о ней особое смотрение Божие: её верующая бабушка, глядя на подготовку Тони к замужеству, однажды сказала: «Эх, девка, не ходила бы ты замуж, а шла бы в монастырь». И вот, спустя многие годы, произошло событие, направившее жизнь Антонины по иному руслу. После службы в храме святого Александра Невского в Кургане к протоиерею Александру Никулину, устроителю девичьей Боровской обители Похвалы Божией Матери, приехавшему в город по делам, подошли благословляться его курганские духовные чада. Антонина знала о батюшке и всем сердцем к нему стремилась, но так и не смогла подойти из-за большого скопления народа. Тогда священник сам подозвал её и благословил деревянным нательным крестиком, освящённым у Гроба Господня. Удивленная такой милостью Божией, она не понимала, почему крест и почему именно ей? Тогда местная блаженная объяснила ей, что батюшка благословил её на путь монашества. Антонина, в то время даже не помышлявшая об уходе из мира, не поверила, но Господь всё управил по Своему Промыслу.
Первый раз Антонина побывала в Боровском, навещая друга своего сына – Петра, который после армии ушёл в монастырь. Ей очень понравилось в обители, полюбили там и её – как трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Примерно через полгода, вскоре после женитьбы сына, Антонина решила оставить мир. У мужа, с которым прожила семь лет, попросила прощения, упала в ноги матери: «Мама, благослови!», – и не встала, пока не получила материнского благословения. В обитель она приехала в праздник Покрова Божией Матери, 14 октября 1996 года. Было ей тогда 44 года.
Сначала Антонина боялась, что не сможет понести всех тягот монашеского жития. Ей приходилось много работать, к тому же она страдала сильными головными болями. Но, прося помощи у Господа, Царицы Небесной и превозмогая боль, неустанно трудилась. Первое время в промежутке между трапезами её мучило, иногда даже до слёз, сильное чувство голода. Антонина благословилась у духовника брать после обеда хлеб, чтобы хоть как-то выдержать до следующей трапезы. Потом привыкла, легко переносила пост, стала такой постницей, что целую неделю могла ничего не вкушать и не пить, выполняя свои обычные послушания.
По воспоминаниям насельниц, Антонину отличали любовь, душевная чистота и доверчивость ко всем – она никогда никого ни в чем не подозревала, но при этом всегда была серьёзной, внимательно относилась к сёстрам.
Около двух лет прожила Антонина в швейной мастерской, работала днём, а нередко – и ночью. Всегда сокрушалась, что ничего не успевает. В это время ей дали дополнительное послушание – быть келейницей схимонахини Марии. Ухаживала за старицей Антонина с большим терпением и любовью, так что матушка Мария к ней сильно привязалась.
После пожара в мастерской Антонина стала жить в летнем дощатом узком (без окон) чуланчике богадельни – вплоть до своей мученической кончины. Словно ей уже не было места на земле…
День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2 января 1999 г., стал для Антонины счастливым днём пострижения в иночество с именем Антонии. Матушка всем сердцем возлюбила иноческое звание, в котором Господь призвал её спасаться, а также преподобного Антония, своего нового небесного покровителя. Она рассказывала, как долго не хотела снимать с себя тот подрясник, в который облачили её при постриге.
Вместе с тем после вступления на монашеский путь случались у неё сильные искушения, и она опасалась, что ещё не готова к ним и не сможет их преодолеть. Но всё, что ни посылал ей Господь, претерпевала благодатью Христовой и помощью Матери Божией.
Мать Антония рассказывала сёстрам, как однажды ночью, читая Неусыпаемую Псалтирь, она молилась и горько плакала, мучимая сомнениями: её ли это место и этот путь? Ей хотелось уехать в Дивеево, и вдруг в сердце она услышала ласковый голос Владычицы: «Там трудно, сможешь ли ты выдержать? А Я тебя для этой обители готовила». И душа наполнилась несказанной радостью и покоем.
Настоятельница Боровской обители игумения Васса (Ляпина) свидетельствовала, что возвратившись из паломнической поездки в Дивеево, мать Антония очень изменилась. Во всем её облике постоянно ощущались необыкновенная, неземная радость и покой. Она всех утешала, без устали трудилась и была духовно очень красива, так что отец Александр про неё говорил: «Это наш цветочек». В ней открылся дар необычайной любви и понимания, она никогда не перечила духовнику, была ему всецело предана, сознавая, что с его помощью идет ко спасению скорбным и претрудным путем смирения и послушания.
…В роковую ночь убиения инокини Антонии читать Псалтирь в храме должна была матушка Иоанна, но случилось так, что матушка Антония её подменила. Кроме того, в то утро три человека подряд проспали свою чреду. А за два дня до этого, 22 декабря, обитель встречала мироточивую икону царя-мученика Николая II. После праздничного богослужения и трапезы состоялось таинство Соборования. Матушка Антония стояла с большой свечой, которая за время совершения таинства почти полностью сгорела, что очень удивило её и других сестёр. Мог ли кто тогда предположить, что это было последнее Соборование в ее жизни?
Матушка Антония погибла ночью 24 декабря 1999 года, при чтении канона царю-мученику на Неусыпаемой Псалтири, всего через шесть часов после необычайного духовного торжества – проводов мироточивой иконы. Несколько капель мученической крови осталось на страницах канона – как высшее свидетельство любви во Христе.
Любовь к царю матушка Антония пронесла в своём сердце до самой последней минуты, ни на мгновение не сомневаясь в его великой святости. Часто она обращалась в молитвах за помощью к нему, и он ей помогал. Мать Антония рассказывала, как однажды не успевала сшить в срок облачение для пострига. От всей души помолилась нашему великому самодержцу – и до утра всё успела. На протяжении последнего года жизни она ежедневно читала канон или акафист убиенному государю.
…Убийство совершил 19-летний рабочий скита. Когда на встречу мироточивой иконы 22 декабря собрались все скитские насельники, будущий убийца отказался идти, на что отец Александр ему заметил: «Зачем же ты с нами, мы же здесь этим живем?!» По свидетельству сестёр, с тех пор он не знал покоя, сильно нервничал, можно сказать, ужасал всех своим видом. Не так ли и Каин, впустив законопреступный помысел в сердце своё, потерял покой?
На следующий день после убийства рабочий сам пришёл в милицию и сознался в содеянном. На вопрос, почему он сделал это, ответил, что его неотступно преследовал властный голос: «Иди – убей! Иди – убей!», – и он не мог ему воспротивиться. На суде преступник сказал, что признался матушке Антонии в испытываемой к ней плотской страсти, но будучи ею обличён, в некоем безумии схватил слесарный молоток и нанёс ей удар. Пол и стены церкви обагрились кровью. Убийца протащил потерявшую сознание матушку по храму и сбросил в подвал. Сняв с её головы апостольник, он пытался вытереть им кровь около аналоя, на скамье, на полу и стенах. Затем спустился в подвал и нанёс мученице ещё около тридцати ударов молотком. Когда сёстры, обмывая матушку Антонию, смыли кровь, то увидели спокойное, умиротворенное лицо, без единого синяка, хотя череп был весь раздроблен.
Некоторое время спустя, один из прихожан, будучи на Кавказе, пришёл в пустынь в горах и сказал одному старцу-пустыннику: «Отче, у отца Александра большая скорбь в обители…». Пустынник перебил его: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!»
Материал подготовила Мария Медведева
Всего просмотров (103)