Божественная литургия г. Шадринск

31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, епископ Шадринский и Далматовский Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном храме в честь Святителя Николая г. Шадринска.

Его Преосвященству сослужили клирики Николаевского храма г. Шадринска – ключарь храма иерей Сергий Семёнов, протодиакон Василий Тихонов и диакон Димитрий Юдин.

Во время богослужения Главой Шадринской епархии была вознесена молитва о мире. Проповедь по запричастном стихе произнёс диакон Димитрий Юдин.

По окончании Божественной литургии Преосвященнейший Владимир обратился к верующим со словами назидания и архипастырской проповеди, в которой коснулся евангельского повествования о том, как Господь исцелил двух слепцов и одного немого бесноватого. Но прежде чем исцелить их, Спаситель спросил: «Верите ли, что Я смогу это сделать?». И они ответили: «Веруем, Господи!». На это Иисус ответил: «По вере вашей да будет вам».

Остановившись на важности веры как основы нашего спасения, епископ Владимир отметил, что на всём протяжении евангельских повествований о земной жизни Спасителя, прежде чем исцелить страждущих от какого-либо недуга, Господь всегда испытывал именно их веру, вопрошая, веруют ли они в то, что Он может это сделать.

В продолжение своей проповеди архипастырь сказал:

— Вера необходима нам для того, чтобы открыть наши духовные очи и наше сердце для действия благодати Божией. Вера, как и все дары, которые ниспосылаются нам от Господа (дар любви, дар молитвы, да и любые наши добродетели), является даром благодати Духа Святаго.

Без веры приблизиться к Богу невозможно. Во времена земной жизни Иисуса Христа люди лицом к лицу лицезрели Господа, видели, какие Он совершал чудеса, но только лишь малая часть из них уверовала в Спасителя по-настоящему. А вот представьте, насколько же тяжелее нам – не видя Господа, верить в Него. Но, тем не менее, вера прививается нам, можно сказать, с молоком матери, и даётся она под воздействием благодати Божией. Мы можем прочесть массу духовной литературы или услышать множество духовных наставлений, но пока Господь Своею благодатью не коснётся нашего сердца, мы не сможем воспринять дар святой веры. Христос говорит такие слова: «По вере вашей да будет вам», — насколько сильна наша вера, настолько мы и можем принять в своё сердце благодать Духа Святаго.

Что нам остаётся делать, братья и сестры? Только молить Бога о том, чтобы Он укрепил нас в вере, ибо даже святые апостолы – ближайшие ученики и сподвижники Спасителя – горячо молились об этом. И молились они такими словами: «Господи, умножь в нас веру». А уж тем более мы с вами – немощные и маловерные – должны неотступно просить Отца нашего Небесного, чтобы не отнял Он от нас эту великую благодать. Святые отцы поучают нас: как только исчезнет вера в народе – так исчезнет и Церковь Христова. Но Господь сказал: «Созижду Церковь мою и врата адовы не одолеют ей» (Мф. 16:18). Следовательно, Господь до скончания века будет наделять нас этим святым даром – даром веры.

Однако нам всегда следует помнить: как только мы отходим от Бога, как только начинаем уходить «на страну далече» (т.е. на сторону греха), вера в нас постепенно умаляется и исчезает. И наоборот – если человек старается жить по-христиански, исполнять заповеди Божии и участвовать в церковных таинствах, то Господь возгревает её благодатью Духа Святаго. Поэтому будем же, братья и сестры, стараться жить по-христиански и очищать своё сердце от всякой греховной скверны, дабы и нам иметь твёрдую веру во Спасителя нашего Господа Иисуса Христа!

Призываю на всех вас мир и Божие благословение. Храни вас Господь.

Первый Вселенский Собор. В работе Собора участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время ещё в сане диакона и др. Собор осудил и отверг ересь Ария, и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рождённый от Бога Отца прежде всех веков, и также вечен, как Бог Отец; Он рождён, а не сотворён, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила. На первом Вселенском соборе была утверждена последовательность, главенство христианских Церквей — Римская кафедра (бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя Империи, что доныне мешает современным католикам доказать, что Папа — глава всей христианской Церкви.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так, как Ангелы. На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. К Никейскому Символу Веры было добавлено учение о Духе Святом. Раньше говорилось в Символе Веры: «И в Духа Святаго». Точка. На Втором Вселенском Соборе, эта фраза была продолжена: «И в Духа Святаго Господа Животворящего». Тем самым разъяснялось, что Господь есть Бог, а не тварь, т.е. не имеет тварной природы. Далее было уточнено: «Иже от Отца исходящего», — то есть, причина бытия Святаго Духа, Его источник – Бог-Отец. Бог-Отец является источником божественной природы Сына и Святаго Духа. Но это не означает, что Сын и Дух ниже Отца. Лица Троицы – равносущны. Бог-Отец — причина, а Бог-Сын и Бог-Дух — следствие. Но совершенная причина может порождать только совершенные следствия. И если Сын и Дух совершенны, то и они божественны. И если бы были Они несовершенны, то и Отец был бы несовершенен. Бог-Отец является источником божественной природы, и Сын, который рождается от Отца, и Дух Святой, который изводится от Отца — Они являются равносущными, равноценными и равнозначными по отношению к Отцу. Таким образом, в Символе Веры появилась формулировка о том, что Дух Святый исходит только от Отца, а не является творением Сына, как учил Македоний. «Иже от Отца исходящего. Иже со Отцем и Сыном споклоняемый и славимый глаголавшего пророки». Т.е. Дух Святый имеет вместе со Отцом и Сыном равную славу, равную честь и равное достоинство, и единое с ними поклонение. Собор также ввёл в Никейский Символ Веры ещё четыре члена, в которых излагается учение о Церкви, о таинствах, о воскресении мёртвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 году в Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нём, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов.
Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе со времени воплощения двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нём какие бы то ни было изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в Халкидоне, при императоре Маркиане. На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, уча, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нём следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, последователи же его называются монофизитами (одноестественниками). А по поучениям святых отцов Василия Великого, Григория Богослова «что не воспринято, то не уврачёвано» — то есть, если нет во Христе полноты человеческой природы, тогда как уврачуемся мы? Если вся человеческая природа подверглась падению, то она вся должна быть и исцелённой. Господь должен был соединить в Себе всю полноту человеческой природы со Своей природой, со Своим Божеством. И спасти её от греха, от проклятия. Получается, что если вместо духа человеческого в Иисусе было Божество, Он не был таким же, как мы – значит, Он воспринял какую угодно природу, но только не нашу, не падшую, не исковерканную грехом человеческую природу. Учение монофизитов подрывало основы нашего спасения, основу христианского учения. Это было ниспровержение христианской Церкви. Более радикальные ученики Аполлинария, основоположника ереси монофизитов, пошли дальше и утверждали, что у Иисуса не только вместо Духа Божество, но и вместо души тоже. А тело было человеческое. То есть только внешне Иисус – человек. Другие аполлинариане говорили, что и тело Он получил с неба и прошёл сквозь Богородицу, как сквозь трубу. Человеческая природа Христа не была полноценной, её поглотила Божественная природа. Учителями этой ереси стал архимандрит константинопольских монастырей Евтихий и архиепископ Александрийский Диаспор. Противником ереси был Лев Великий, Папа Римский, хотя он на Соборе и не присутствовал. Он прислал своё Послание против монофизитской ереси к Собору, а чтобы не ошибиться (по преданию), он это Послание положил на раку апостола Петра в храме апостола. Молился Богу и потом увидел в Послании подпись Петра, который «проверил и исправил» Послание. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всём подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нём как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). При этом каждая природа во Христе имеет всю полноту. И эти понятия («неслиянно», «нераздельно») носят апофатический характер, отрицательный, и показывают, как природы во Христе не соединяются не так и не так. А как они соединяются? Святость этого не объясняет. Догматы не раскрывают нам самой Тайны, они только очерчивают границы вокруг этой Тайны и показывают, что за этой границей начинает ересь, начинается ложь. А каким образом соединяются – это непостижимо не только для человеческого, но даже и для ангельского ума. Из этого мы должны знать, как важно правильное чёткое понимание православной веры, православного учения. Именно в силу этих причин.

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трёх учителей Сирийской Церкви, пользовавшихся в своё время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвёртом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто об этих трёх сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый четвёртый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.
Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году в Константинополе (при императоре Константине Погонате) и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков-монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После пятого Вселенского собора волнения, производимые монофелитами, продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский, и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твёрдость веры вырезали язык и отрубили руку.
Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трёхсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.
Седьмой Вселенский собор был посвящён уже проблеме иконоборчества.

(Церковно-историческая справка приведена по материалам сайта azbyka.ru)

 

 

Всего просмотров (29)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели