Епархиальный древлехранитель посетил Центр русской старообрядческой культуры «Истоки»
Епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов) посетил Центр русской старообрядческой культуры «Истоки» в с. Белоногово Куртамышского района.
После окончания Божественной литургии, которую отслужил в Вознесенском храме с. Закомалдино Куртамышского района и.о. благочинного Южного округа наместник Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов), древлехранитель Шадринской епархии посетил Центр русской старообрядческой культуры «Истоки» в с. Белоногово Куртамышского района. В поездке его сопровождали клирик Петропавловского храма г. Куртамыша диакон Валерий Водянников, насельник Далматовской обители монах Авдий (Кузимбаев) и художник-иллюстратор издательства Далматовского монастыря «Белое Городище» Олег Александрович Серебренников. Данная поездка состоялась в рамках изучения истории старообрядчества и единоверия на территории Шадринской епархии.
Вывеска на воротах сельского музея, куда прибыли гости, указывала, что Центр русской старообрядческой культуры «Истоки» относится к Белоноговскому сельскому Дому культуры – филиалу муниципального казённого учреждения «Районный Дом культуры» Куртамышского района Курганской области.
Посетителей встретили создатель и хранительница старообрядческого музея Анна Ульяновна Скоробогатова и её помощник Вячеслав Николаевич Яблоновский. Анна Ульяновна рассказала, что уже в течение пятнадцати лет занимается собиранием экспонатов для музея. Сама будучи из старообрядческой семьи, несколько раз ездила в Москву, изучая архивы, для того чтобы восстановить не только свою родословную, но и историю села. В Белоноговском музее лежат папки с информацией по истории старообрядчества в селе, книга памяти раскулаченных и книга с рецептами старинных блюд. На стене избы размещены фотографии и биографические сведения о местных «наставниках» – руководителях Белоноговской общины старообрядцев-беспоповцев.
Беспоповцы – общее название представителей одного из двух основных течений старообрядчества, в том числе и в Куртамышском районе. Главной особенностью их вероучения является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. Центральное место во взглядах беспоповцев занимает учение об антихристе. Большинство беспоповцев проповедовали воцарение духовного антихриста, трактуемого ими как совокупность разнообразных ересей, проникших в Русскую Церковь.
Из признания уже состоявшегося прихода духовного антихриста вытекает учение о конечном истреблении им священства и всеобщем бе(з)священословном состоянии. Отсутствие духовенства у беспоповцев повлекло за собой невозможность совершать ряд таинств, разделяемых по степени их важности для спасения на «нужнопотребные» (Крещение, Покаяние, Причащение) и «потребные» (Брак, Елеосвящение, Священство, Миропомозание); последние, как они считают, «по нужде» могут и не совершаться.
В принципе все беспоповцы не отрицают необходимости брака как таинства, однако совершение его невозможно из-за отсутствия священства. Поморское согласие и часовенное нашли выход в допущении «бе(з)священнословного» брака. У беспоповцев повсеместно совершается таинство Крещения – старообрядцы основываются на канонических правилах, которые в исключительных случаях дозволяют совершать Крещение мирянину. Вместо таинства Исповеди совершается чин «скитского покаяния» без участия священника.
Анна Ульяновна записала несколько вариантов чинопоследования Крещения и Брака (свадебного обряда), совершаемого разными старообрядческими наставниками, а также многие местные бытовые и богослужебные традиции.
Отдельными общинами у беспоповцев руководят наставники; до Великой Отечественной войны ими были только мужчины, после войны стали женщины. В селе Белоногово последним наставником из мужчин был (до 1930 г., а затем он уже не мог в силу болезни проводить обряды) И.К. Шемякин. Он умер во время войны. После него стала наставницей Мария Ермиловна Столбова. Она была первой женщиной-наставницей и выполняла эти обязанности до войны. В годы войны наставницей стала Прасковья Абрамовна Булатова.
Наставники или духовные отцы-миряне избираются из членов общины и получают благословение на служение главным наставником общины при согласии наставников двух других общин.
Права и обязанности наставников состоят в совершении крещения, покаяния, отпевания усопших, в предстоянии за богослужением, в управлении общиной, в учительстве и наблюдении за богослужебным и нравственным порядком в общине.
Богослужение у беспоповцев состоит из последований суточного круга, которые можно совершать в отсутствии священника: вечерни, павечерницы, полунощницы, утрени, 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов и обедницы. Молитвы, которые по уставу должен произносить священник, опускаются; иерейские возгласы заменяются формулой: «За молитв святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», ектеньи заменяются чтением молитвы «Господи, помилуй» (по 12 раз за мирную и просительную; 40 раз – за сугубую; 3 раза – за малые; 50,40,30 раз – за диаконские прошения на литии) и «Слава: И ныне»; каждение и чтение Евангелия не опускаются. Ввиду полного отсутствия треб важную роль приобрело совершение молебна, фактически включённого в состав суточных служб. Проводятся также воскресные службы и отдельно службы по всем старообрядческим праздникам в течение года.
По свидетельству А.У. Скоробогатовой, в селе Белоногово в начале XX в. перед самым переворотом 1917 г. была построена деревянная единоверческая Ильинская церковь, значит, в селе была и община единоверцев.
Епархиальный древлехранитель игумен Варнава внимательно осмотрел богатую экспозицию музея старообрядчества, в котором собраны мужская и женская старообрядческая одежда, предметы интерьера избы и домашнего обихода, сельскохозяйственный инвентарь, старинные инструменты и станки, даже домовина – деревянная долблёная колода, в которой хоронили усопшего.
Помимо жилой избы и хозяйственных построек, в Белоноговском музейном комплексе есть и часовня. Металлические ворота часовни старинные, сохранившиеся от прежнего сельского храма. В часовне на восточной стороне установлен большой старинный живописный крест, на столике лежат лестовки и подручники. Анна Ульяновна показала игумену Варнаве некоторые старые богослужебные книги.
В завершении визита игумен Варнава поблагодарил хозяев за радушный прием и подарил им брошюру об истории Далматовского монастыря. На память были сделаны фотографии.
Всего просмотров (49)