По благословению епископа Шадринского и Далматовского Владимира в епархиальный музей переданы ценные исторические снимки, обнаруженные в Петропавловском храме г. Куртамыша исполняющим обязанности благочинного Южного церковного округа, древлехранителем Шадринской епархии игуменом Варнавой (Аверьяновым)
В ходе передачи имущества прежним настоятелем Петропавловского храма г. Куртамыша были найдены очень ценные старинные снимки. Фотографии обнаружил епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов), участвовавший в процессе приёмки приходского имущества по благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского. Являясь благочинным Монастырского округа, с 4 декабря 2021 г. указом правящего архиерея игумен Варнава назначен также на должность исполняющего обязанности благочинного Южного церковного округа Шадринской епархии, к которому и относится куртамышский храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Петропавловский храм г. Куртамыша был одним из немногих на территории нынешней Курганской области, службы в котором не прекращались и в советское время (за исключением периода с 1937 по 1942 год, в который он был закрыт). Поэтому неудивительно, что в храме сохранились какие-то старинные фотографии, хотя, к сожалению, в весьма малом количестве. Однако не все они имеют непосредственное отношение к истории самогò Петропавловского храма. В частности, среди прочих были найдены две фотографии на паспарту (куске картона, на который наклеена фотография, обычно с наименованием фотостудии и насёленного пункта). На этих фотографиях запечатлены епископы Тобольские – Алексий (Молчанов) и Варнава (Накропин). Также обнаружен и третий снимок – с коллективным фотопортретом зауральского духовенства 1927 г. во главе с обновленческим митрополитом Свердловским и Уральским Сергием (Корнеевым).
В дореволюционный период части территории современной Шадринской епархии относились в административном плане к разным губерниям: Пермской, Тобольской и Оренбургской. Тобольской епархии и губернии принадлежали храмы, расположенные на территории Курганского и Ялуторовского уездов. Куртамыш же относился к Тобольской губернии лишь до середины XVIII в., а затем – к Оренбургской.
Запечатлённые на найденных фотографиях правящие архиереи Тобольской епархии епископы Алексий (Молчанов) и Варнава (Накропин) носили титул «епископ Тобольский и Сибирский». Преосвященный Алексий (Молчанов) (1853-1914 гг.) занимал Тобольскую кафедру с 17 апреля 1912 г. по 4 октября 1913 г., после чего был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Его преемником на Тобольской кафедре стал епископ (впоследствии – архиепископ) Варнава (Накропин) (1861-1924 гг.), пребывавший на данной кафедре со 2 ноября 1913 г. по 8 марта 1917 г.
В свою бытность на Тобольской кафедре епископ Алексий подобно своим предшественникам трудился для прославления святителя Иоанна (Максимовича), а также лично взялся за дело по обвинению Григория Распутина в хлыстовстве: изучил материалы, затребовал сведения от причта церкви села Покровское, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам нового расследования было подготовлено заключение Тобольской духовной консистории, которое после его утверждения, состоявшегося 29 ноября 1912 г., было разослано многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой».
Епископ Варнава возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о прославлении митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) в лике святых. Не дожидаясь окончания данного процесса, он послал Государю императору Николаю II телеграмму с просьбой разрешить канонизацию митрополита и совершил 27 августа 1915 г. молебное пение, поминая «Иоанна» как святого, причем без титула. Несмотря на разбирательство дела в Святейшем Синоде, епископ Варнава был в значительной мере реабилитирован. Синод санкционировал канонизацию митрополита Иоанна Тобольского. Торжества по поводу его церковного прославления состоялись в г. Тобольске в июне 1916 г. По общей оценке, епископ Варнава организовал их образцово. 10 июня 1916 г. Государь Николай II пожаловал ему орден св. Владимира II степени, а 5 октября того же года епископ Варнава был возведён в сан архиепископа с оставлением его на Тобольской кафедре.
На третьей из найденных фотографий запечатлён обновленческий митрополит Свердловский и Уральский Сергий (Корнеев) с обновленческим духовенством Курганской епархии. На снимке имеется надпись «1927», на основании чего можно заключить, что фотография сделана 28 декабря 1927 г. у стен Александро-Невской церкви г. Кургана, где проходил съезд духовенства и мирян обновленческой Курганской епархии.
Председательствовал на этом съезде как раз митрополит Свердловский Сергий. На повестке дня стояло несколько вопросов, главным из которых считался вопрос о выборе епископа. Месяцем ранее обновленческий Синод своим постановлением назначил на Курганскую кафедру епископа Филарета (Домрачева), и теперь, исходя из принципов обновленческой коллегиальности, требовалось избрать его епархиальным собранием. Однако в ходе обсуждения пришла телеграмма об отказе епископа Филарета от Курганской кафедры, после чего кандидатом был избран архиепископ Могилёвский Лоллий – бывший инспектор Тобольской семинарии, – но и он не смог приехать в Курган. В итоге для временного управления был назначен заштатный архиепископ Александр (Смирнов), проживавший в г. Троицке. Съездом было также переизбрано Курганское Епархиальное Управление.
К 1929 г. обновленчество на Урале заняло выгодные позиции, захватив в свои руки большинство крупных городских храмов. Так, в г. Кургане действовали три церкви, две из которых были обновленческими: Рождество-Богородицкий кафедральный собор и Александро-Невская церковь. В Курганской епархии на 80 тихоновских религиозных объединений (приходов) с 82-мя клириками приходилось 76 обновленческих объединений с 72-мя клириками. Иная ситуация была в Шадринской епархии: на 176 тихоновских религиозных объединений (приходов) с 271 клириком приходилось всего 22 обновленческих объединения с 22-мя клириками. В самом же г. Шадринске действовали 6 церквей, но лишь одна – Флоро-Лаврская – была обновленческой.
7 января 1922 г. Патриархом Тихоном митрополит Свердловский и Уральский Сергий (Корнеев) (1885-1937) хиротонисан во епископа Яранского, викария Вятской епархии. С сентября 1922 г. он временно управлял Вятской епархией. 31 марта 1923 г. в Вятку прибыл обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский), который убедил епископа Сергия признать обновленческое Высшее Церковное Управление. Уйдя в обновленчество, епископ Сергий увлёк за собой много священнослужителей. В 1923 г. он стал участником первого обновленческого собора, на котором подписал постановление собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. В 1924 г. возведён обновленцами в сан архиепископа. С 18 июля 1924 г. – правящий архиерей Пермской обновленческой епархии, заместитель председателя Уральской областного церковного управления. 27 января 1925 г. вошёл в состав Пленума обновленческого Священного Синода. 5 октября 1926 г. утверждён в должности митрополита Уральской области, а также правящим Свердловской обновленческой епархией с титулом «Свердловский и Уральский», с оставлением его и правящим Пермской епархией. С 5 августа 1936 г. – обновленческий митрополит Челябинский. С 19 сентября 1936 г. – обновленческий митрополит Уфимский. Арестован 1 августа 1937 г. Постановлением тройки НКВД Башкирской АССР от 21 сентября 1937 г. приговорён к высшей мере наказания по статьям 58-10, 58-11. Расстрелян 29 ноября 1937 г. Покаяния не приносил.
По ходатайству древлехранителя Шадринской епархии, исполняющего обязанности благочинного Южного церковного округа игумена Варнавы (Аверьянова) епископ Шадринский и Далматовский Владимир благословил передать все три вышеуказанных фотографии в епархиальный музей.
Всего просмотров (51)