Божественная литургия г. Шадринск. 10.12.2021 г.
10 ноября 2021 года, в день памяти Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», епископ Шадринский и Далматовский Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном храме в честь святителя Николая г. Шадринска.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Песчано-Коледино иерей Виталий Лукиных, а также клирики кафедрального храма в честь святителя Николая г. Шадринска иерей Сергий Семёнов, протодиакон Василий Тихонов и диакон Димитрий Юдин.
За богослужением Преосвященнейший Владимир вознёс молитву от вредоносного поветрия чтомую.
По запричастном стихе проповедь произнёс иерей Сергий Семёнов.
После Божественной литургии перед иконой Божией Матери «Знамение» состоялся молебен празднику, по завершении которого Глава Шадринской епархии обратился к пастве со словами назидания:
«Всечестные отцы, братья и сестры! Поздравляю всех вас с днём памяти иконы Божией Матери, которая прославилась как «Знамение»! Сегодня во время Божественной литургии мы слышали рассказ об одном удивительном событии, которое чудесным образом произошло в 1170 году в Великом Новгороде. И вот уже много веков оно ежегодно празднуется нашей Церковью. В это время люди спешат в храмы, чтобы ещё раз почтить Матерь Божию и Её чудотворную икону «Знамение», через которую в начале XII века и совершилось данное чудо. Более того! Чудеса через эту святую икону совершаются и поныне. По-латински данный образ Пресвятой Богородицы называется «Оранта», что значит Молящаяся. На нём изображена Матерь Божия с воздетыми руками, а на круглом щите Господь наш Иисус Христос.
Сегодня мы вспоминали то далёкое событие, когда в Великом Новгороде, по Божественному внушению, икона Матери Божией была принесена на городскую стену, чтобы отразить нашествие собратьев – таких же христиан, как и сами новгородцы, – которые напали на этот город. И если бы не заступничество свыше, то мы можем себе представить, что случилось бы с этим местом и его жителями: многие из горожан были бы побиты, убиты или взяты в плен, а сам город, естественно, был бы разграблен, сожжён и разрушен.
И здесь стоит задуматься над тем, как же так происходит – и в то далёкое время и сегодня, – что люди, которые называют себя христианами – и по одну сторону и по другую, – стараются погубить друг друга. Они нападают на себе подобных, желают им зла и даже смерти. Но что самое интересное – и новгородцы, и их противники, жаждавшие покорить город, призывали в заступление Имя Господне! И те и другие обращались в своих молитвах к Богу. Ведь во главе нападающего войска стоял сын самого Андрея Боголюбского, а мы знаем, что святой благоверный князь Андрей Боголюбский был свидетелем многих чудес и знамений. В частности 14 сентября мы вспоминаем, как он одолел волжских булгар: в его стане явилось чудесное знамение – воссиял Крест Христов, и от иконы Божией Матери разошлось удивительное свечение, которое свидетельствовало о том, что Господь находится на стороне его войска, поэтому княжеская дружина, воодушевлённая свершившимся чудом, победила неприятеля. И эти же самые христиане, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, вдруг пошли войной на своих собратьев… Время то было страшное… Русь наша была раздираема междоусобными войнами: брат восставал на брата, сын на отца, князь на князя, желая каким-то образом утвердиться, показать свою княжескую власть, не считаясь при этом ни с родством, ни даже с тем, что их противники были такими же христианами и такими же верующими людьми, созданными по образу и подобию Божиему, как и они сами.
Тем удивительнее, что подобное происходит и в наше время. В наши дни мы тоже забываем, что мы христиане. Зачастую случается так, что человек идёт, грешит, считая себя при этом христианином, и (совершая какие-то постыдные поступки) призывает к тому же Имя Божие. Конечно же, духа христианства в таких людях нет. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), – а если нет этой любви, – если брат готов восстать на брата ради каких-то корыстных целей, – то это уже не христиане – тут, скорее, присутствует дух язычества, дух идолопоклонства, но ни в коем случае не христианства.
Царица Небесная, конечно же, была на стороне жителей Великого Новгорода, которые слёзно молились и просили Пресвятую Богородицу заступиться за них. Точно также Матерь Божия и в наше время заступается за тех людей, которые искренне припадают к Ней в своих молитвах. Она благоволит к тем христианам, которые почитают Её, любят Её Сына и исполняют заповеди Господни. Именно за таких людей Пресвятая Богородица денно и нощно молится пред престолом Божиим.
«А что же остальные?», – спросите вы. И за остальных Царица наша Небесная, конечно же, молится: по Своей Материнской любви Она проливает слёзы за всякого грешника, надеясь на то, что благодать Божия коснётся его сердца, и он отвратится от своих грехов, обратившись к Господу. Матерь Божия не оставляет как наше государство так и каждого из нас в отдельности. И тот, кто молится Ей со слезами и верой – никогда не отходит он Неё тощ и неутешен: Пресвятая Владычица наша Богородица обязательно всё управляет и посылает человеку просимое. Быть может, наши прошения и не всегда служат нам ко благу, но Матерь Божия устраивает всё таким образом, что наш Небесный Отец наделяет каждого из нас прежде всего самым необходимым – тем, что полезно для спасения человеческой души. Зачастую случается так, что Господь посылает нам скорби, а иногда и болезни. Для чего? Для того чтобы очистить нас от наших грехов уже здесь – в земной жизни; чтобы мы, может быть, через какие-то ниспосланные нам испытания закалились; чтобы душа наша утвердилась в христианской вере и любви; и чтобы, пройдя через все эти скорби, мы, возможно, научились ценить что-то действительно важное, посмотрели вглубь себя, увидели там какие-то свои тайные и нераскаянные грехи…
Нужно верить, что наш Небесный Отец всегда рядом с нами, и Он устраивает всё так, чтобы душа человека спаслась. Господь настолько любит нас – Своё творение, – что желает нам лишь самого лучшего и, прежде всего, спасения души. Ну, а Матерь Божия, конечно же, является любящей посредницей между нами и Богом, ходатаицей за нас пред Господом. Она приносит наши молитвы к престолу Божию и от Бога посылает нам Его благословение, а также все те блага, которыми наделяет нас Господь.
Так как же нам не почитать Царицу нашу Небесную и не обращаться к Ней?! Как не молиться?! Святые отцы говорят, что только через Матерь Божию возможно спастись для жизни вечной. Поэтому будем, братья и сестры, при первой же возможности спешить в храм Божий, чтобы снова и снова иметь возможность через сердечную молитву пообщаться с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей, а также испросить Её заступничества и Её Материнского покрова. Ведь действительно – если мы будем жить по-христиански, соблюдая заповеди Божии, то этот благодатный покров станет неотъемлем от нас – мы всегда будем находиться под ним, и по святым молитвам Царицы Небесной станем спасаться для жизни вечной. Аминь».
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Её, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Её иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростёртыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Её коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для неё был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
(Церковно-историческая справка приведена по материалам сайта azbyka.ru)
Всего просмотров (38)