Божественная литургия г. Шадринск. 03.10.2021
3 октября 2021 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, память мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, епископ Шадринский и Далматовский Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном храме в честь святителя Николая города Шадринска.
Его Преосвященству сослужили клирики храма святителя Николая г. Шадринска иерей Сергий Семёнов и протодиакон Василий Тихонов.
За богослужением была вознесена молитва от вредоносного поветрия чтомая.
По завершении богослужения правящий архиерей поздравил духовенство и прихожан с сегодняшним праздником и обратился к пастве со словами назидания.
Около середины XIII века (1237–1240 гг.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская Лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.
Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой Орде свободно совершались богослужения разных вероисповеданий, и золотоордынские ханы нередко присутствовали при совершении и христианских и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.
Но, сами относясь с некоторым уважением к христианству, ханы считали, что имеют право требовать и от наших князей исполнения определённых своих суровых обрядов – например, прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, а также поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавших в Орде в 1246 году.
Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что скорее умрёт за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им Святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому его предал во власть Сам Бог, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех.
Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились Святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами. Наконец, отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!». После него таким же образом был замучен его доблестный боярин.
(Церковно-историческая справка приведена по материалам сайта azbyka.ru)
Всего просмотров (47)