В номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» (№ 4(9)) в разделе «Вопрос священнику» опубликован ответ наместника Успенской Далматовской обители игумена Варнавы (Аверьянова)
«Всегда ли болезни являются следствием личного греха? С уважением, Наталья К., г. Курган».
Уважаемая Наталья, отвечая на Ваш вопрос, прежде всего, следует заметить, что до грехопадения человек не имел болезней. Болезнь, как и смерть – следствие грехопадения первых людей, а в дальнейшем – каждого человека, несущего в себе грех первородный.
Однако в каждом конкретном случае причины болезней разнообразны, и не всегда болезнь является непосредственным следствием греха. Об этом, в частности, говорится в синаксаре Недели о расслабленном: «…не всякая немощь бывает от грехов, но и от естественного недуга и от многоядения, и от небрежения, и от иных причин».
Бывает, что Господь попускает болезни праведникам для дарования им венцов в будущем веке (как пример, праведному Иову Многострадальному или прп. Пимену Многоболезненному Киево-Печерскому), а явные грешники наслаждаются крепким телесным здоровьем, чтобы им быть безответными в день Страшного Суда.
Часто также к священникам обращаются люди, желающие «замолить грех своего рода». Действительно, Господь может наказать потомков за грехи их родителей. Так был проклят Ханаан за грех своего отца Хама (Быт. 9:22-25). В этом смысле можно считать, что иногда болезни являются следствием не личного греха, а греха предков. Блаженный Августин пишет по этому поводу: «Почему мы читаем в священных книгах: «…за беззаконие отцов воздаёшь в недро детям их после них» (Иер. 32:18), и ещё: «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5)? Просто телесное рождение переносит немощи отцов на детей; духовное же рождение переменяет как наследие, так и угрозы и воздаяние за грехи». То есть исправление собственной жизни упраздняет и последствия грехов предков.
Таким образом, важно заботиться, прежде всего, об исцелении своей собственной души от страстей, а телесное здравие Господь прилагает по Своей неизреченной премудрости и усмотрению.
Всего просмотров (37)