Единство – в вере и патриотизме

В номере районной газеты «Далматовский вестник» за 3 ноября 2022 г. вышла тематическая страница «Православие», где под заголовком «Единство – в вере и патриотизме» размещены ответы наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова) на вопросы Марьям Сафаровны Чебыкиной, посвящённые предстоящему церковно-государственному празднику Дню народного единства и церковным праздникам в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Всех скорбящих Радость».

В церковном календаре на каждый день приходится память того или иного святого, иконы Божией Матери или праздник в честь Спасителя. Государство признало значимость для общества таких великих церковных праздников как Пасха и Рождество Христово. И всё же установление памятной даты в качестве церковно-государственного праздника является исключительным событием. В 2005 году было принято решение отмечать празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году как новый государственный праздник – День народного единства. Каково значение этого праздника, в чём должно заключаться единство нашего общества, и что является поддержкой в трудные для Отечества годы – в беседе с наместником Успенского Далматовского мужского монастыря игуменом Варнавой (Аверьяновым).

– Уважаемый отец Варнава, о чём напоминает обществу этот праздник?

– Мы живём в эпоху смены мировоззренческих парадигм – концепций видений мира. Прошло около тридцати лет со времени окончания советской эпохи. Коммунистическая идеология перестала быть государственной. Более того, в новой Конституции РФ был закреплён отказ от единой государственной идеологии. Однако государств без идеологии не бывает, и поэтому в последнее время все чаще звучат призывы к определению национальной идеи. В условиях противостояния супердержав победа достанется даже не столько той стороне, у которой мощнее экономика и вооруженные силы, сколько тому, кто явится носителем более привлекательной и правдивой стратегии будущего. Коллективный Запад объединился под знаменем антихристианского глобализма, отказа от традиционных христианских ценностей семьи, национальной культуры, уважения к личности.

Переосмысление трагических событий ХХ века должно привести наш народ к осознанию того, что мы потеряли, лишившись крепкого своим духовным единством, грозного для всех внешних и внутренних врагов самодержавного Русского царства. В истории России были не только взлёты, но и падения. Период унижения нашей страны в 90-е годы ХХ века – далеко не единственный. Бывали подобные беды и раньше. И достойным выходом из подобных катаклизмов для наших предков всегда было покаяние и единение в вере. Православная вера напоминает человеку о его настоящем предназначении, о его лучших качествах, делает их действенными. Так было в Смутное время 1612 года, когда ожесточение достигло невиданных размеров. Но единение тех, кто не потерял совесть, вокруг народных вождей, князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосты Кузьмы Минина, под знамением недавно еще тогда обретённой новой святыни – Казанской иконы Божией Матери – сохранило наше Отечество. Именно поэтому, я думаю, и был установлен новый церковно-государственный праздник в наше время, чтобы дать современному обществу верный духовный ориентир. Необходимо сплотиться против врага ради сохранения наших главных духовных ценностей, да и вообще ради существования России как самостоятельного государства. Кстати, знаменательно, что в нынешнем году исполняется 410 лет со времени окончания Смутного времени, избавления Москвы и России от поляков и других иностранных интервентов.

– В истории нашего Отечества в грозные для него годы Господь и Матерь Божия через Её иконы являли воинству духовное подкрепление.

– Изначально на знамёнах русского воинства были изображены именно иконы – Спаса Нерукотворного, Архангела Михаила, святых воинов. Кроме того, иконы, особенно Матери Божией, приносили в войска, на эти образы молились перед битвой. Примеров действенной помощи «Взбранной воеводы», как именуют Пресвятую Богородицу, неисчислимое множество.

В 1170 году во время битвы новгородцев с суздальцами носимая крестным ходом по крепостной стене икона Божией Матери «Знамение», поражённая стрелой одного из осаждавших, неизъяснимым образом защитила Великий Новгород, обратив в бегство нападавших. Владимирская икона Божией Матери  трижды (как минимум) спасала Русскую землю: в 1395 году она была принесена из Владимира в Москву, и войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до столицы; в 1480 году во время Стояния на реке Угре войска ордынского хана Ахмата отступили без сражения, что знаменовало окончание татарского ига; в 1521 году предстательством Царицы Небесной Москва была избавлена от разграбления войсками крымского хана Махмет-Гирея. Казанская икона Божией Матери не только помогла русскому ополчению во время Смутного времени 1612 года. С этим образом связывают победы русской армии в Полтавской битве 1709 года и в войне с Наполеоном в 1812 году. Не случайно в новой столице Российской империи городе Санкт-Петербурге был воздвигнут величественный Казанский собор, где хранился чтимый список Казанской иконы, и в этом же храме был погребён великий полководец М.И. Кутузов. В годы Великой Отечественной войны Казанскую икону пронесли по окраинам блокадного Ленинграда – и город выстоял.

Совершали на самолете с иконой облёты Москвы, служили молебен в Сталинграде. На этих важнейших направлениях битвы были выиграны Красной Армией.

Богородица Своими чудотворными образами являет русским людям нетленный Покров. И это отчетливо заметно в церковных праздниках. Вслед за празднованием Казанской иконы в этом году следует заупокойная служба Димитриевской родительской субботы, установленная в Русской Церкви для поминовения православных воинов, которых в битве на Куликовом поле вёл против татарских полчищ благоверный князь Димитрий Донской. Битва эта, как известно, состоялась в день празднования Рождества Богородицы. Затем – празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», престольный праздник в Далматовской обители. В городе Катайске Скорбященскую икону в годы Первой Мировой войны прислали воины с фронта для утешения оставшихся в тылу своих близких. Сейчас она находится в алтаре Катайской Скорбященской церкви. А у нас, кроме знаменитой Порт-Артурской, при входе в храм на колонне висит небольшая Авгу́стовская икона Божией Матери, написанная как раз в годы I-й Мировой войны, где изображено чудесное спасение Богородицей попавшего в окружение отряда русских воинов. Эта икона из Покровского Першинского храма и на оборотной её стороне есть надпись: «…икона сооружена 1916-го года 23 декабря во избавление Святой Руси от германского ига». То есть и наш престольный праздник, и наш храм являются символами утешения в годину бедствий и войн.

– Особенно в наше время люди нуждаются в таком утешении, когда провожают на спецоперацию по мобилизации своих близких?

– Всегда в скорбные моменты жизни люди обращались к Богу, шли в храм. Думаю, что и сейчас Господь попустил испытания неслучайно – для того, чтобы человек одумался и обратился к вере. Нужно преодолеть грехи, суету и мелкие страсти обыденности, вспомнить о своей душе. Не надо замыкаться в себе, искать суррогаты утешения, единственная настоящая помощь – от Бога. Нужно понуждать себя на молитву. Не в нашей власти знать, кто погибнет в бою, а кто выживет. В любом случае молитвы близких не останутся бесплодными.

– Сейчас по всей стране идёт сбор тёплых вещей и продуктов нашим мобилизованным родным и близким, и Церковь тоже не остаётся в стороне, пока они испытывают в этом нехватку?

– Да, конечно. В Монастырском благочинии тоже идёт сбор денежных средств, продуктов и вещей, которые затем централизованно через епархию отправляются на Донбасс. Кроме далматовцев в этом участвуют и прихожане Тихоновского храма-часовни из деревни Ипатова, Иоанно-Предтеченского храма села Широковское, Петропавловского храма села Новопетропавловское. Часть тёплых вещей, собранных прихожанами, непосредственно отправили для наших солдат на передовую.

– Что по-вашему мнению важно в это сложное время для каждого из нас?

– Нынешний праздник напоминает нам об единстве, которое сейчас подвергается испытанию. Именно сейчас проявляется позиция каждого человека: готов ли он помочь Родине или желает убежать в буквальном смысле этого слова, как некоторые, из России, чтобы их не коснулась мобилизация, или кто-то пытается использовать эту ситуацию, чтобы раскачать общество и противостоять власти. Мы должны быть все едины и, прежде всего, в вере, благочестии и патриотизме.

Всего просмотров (24)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели