Времен связующая нить. Возвращаясь к напечатанному

Собирая материал по истории п. Осеево, заинтересовалась кирпичным промыслом. О том, что в окрестностях Шадринска (в частности в деревнях Бакалде, Осеевой и Ершовой) этот промысел был развит, о спросе на производимую продукцию и о самом производстве, в краеведческих записках по истории Шадринского района «Исетская глубинка» писал ещё историк-краевед Леонид Петрович Осинцев. Именно здесь, на правом берегу реки Исеть, находились залежи красной глины. Об этом людям, заселявшим бассейн реки, было известно давно, ещё до прихода сюда русских поселенцев.

Кирпичное производство в Шадринске появилось во второй половине XVIII века. Потребность в нём диктовалась частыми пожарами в городе. Так, в 1733 году во время первого крупного пожара сгорел весь центр города, а в 1783 – все деревянные постройки. Шадринск, так же как и Курган, отстраивался практически заново. Большое строительство требовало большого количества строительных материалов. В 1777 году в Шадринске стали строить Спасо-Преображенский собор.

Кирпич изготовляли вручную. Сырец долго сушили на летнем солнце, а затем уже помещали в примитивные печи для обжига. Основной рабочей силой при производстве кирпича были крестьяне близлежащих сёл и деревень. Кирпич изготовляли и жители города. На них возлагалась определённая норма – например, за лето изготовить по 20-30 тысяч кирпичей на семью. Бутовый камень для фундаментов сплавляли из Першино до Шадринска по рекам Тече и Исети. Кирпичную кладку стен производили на извести, иногда с добавлением битых яиц. Известь «отстаивалась» по нескольку лет. В начале XIX века появляются ремесленники-кустари, производящие кирпич, а затем открываются кирпичные заводы.

Местная глина была необходима и в колокололитейном производстве. Не зря же именно здесь, на границе д. Ершово и Осеево, своё производство по отливу колоколов организовал  шадринский купец третьей гильдии Григорий Дмитриевич Шишкин, один из колоколов которого вернулся на историческое место в храм с. Глубокого совсем недавно. В связи с этим, просматривая недавно книгу Анны Никандровны Перуновой «Село Глубокое», в статье, посвящённой церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, не могла пройти мимо заинтересовавшей меня информации. Автор, ссылаясь на материалы из школьного архива села Могильного, приводит интересный факт, согласно которому можно установить ещё одну историческую нить между селом Глубоким и Осеево. Но обо всём по порядку.

Каменная церковь между деревнями Могильное и Раевой (нынешнее село Глубокое) была заложена в 1862 году. В книге, данной протоиреем Градо-Шадринского Преображенского собора Михаилом Кузовниковым «для записи денег в расход на постройку церкви крестьянину Александру Алексеевичу Поникаровскому 26 июня 1862 года», расписано поимённо, кто принимал участие в строительстве:

Поникаровский Василий Петрович – кирпичная кладка.

Малышев Алексей Иванович – кирпичная кладка.

Паньков Логантий – заготовка дров.

Дымшаков Ефим Савельевич – заготовка дров, железо.

Дымшаков Семен  Яковлевич – доставка железных свай.

Дымшаков Николай – дрова для обжига кирпича.

Ногин Кондрат Авр. – брус для окон.

Назаров Иван – распиловка дров.

Дымшаков Дмитрий – вывозка кирпича.

Парилов Филипп Иванович – гербовая печать и бумага.

Багазеев Иван Никитич (д. Раева) – позолота крестов.

Спицин Иван Севастьянович (д. Сухрино) – доставка извести.

Спицин Петр Иванович (д. Сухрино) – доставка извести.

Летунов Александр Абрамович – доставка извести.

Сергеев Захар – столярные работы.

Кузнецов Егор – доставка сурика.

Фадеев Абрам – доставка масла.

Слободчиков Стефан – доставка кирпича.

Попов Алексей – стекольные работы.

Антонов Илья – поднятие глав.

Раев Гавриил Спиридонович – лес.

Еланцев – доставка извести.

Горшков – доставка леса.

Деревня Круглова Пошехонского уезда, Ярославской губернии – «выправка кирпича» или «вырезка» кирпича – Н.Н. Елагин.

Село Никольское Камышловского уезда, крестьянин Макаредин Василий Иванович – «выправка» кирпича.

Меня заинтересовало то, что в середине приведённого Анной Никандровной списка упоминается ещё одно имя: Анциферов Егор (д. Ершово) – доставка кирпича. В списке указывается, что некоторые люди занимались доставкой дров для обжига кирпича (что наводит на мысль – кирпич изготавливали непосредственно вблизи строительства). Возникает вопрос: возможно ли, что этот Егор Анциферов возил кирпич из д. Ершово? Вполне может быть. Кирпич производился в Осеевских и Бакальских карьерах. Спрос на красный кирпич был большой, поэтому промыслом его занимались  многие крестьянские хозяйства Шадринского уезда. К сожалению никаких архивных подтверждений этому нет. Хотя среди осеевцев есть Анциферовы, они считают себя коренными жителями, но ни подтвердить, ни опровергнуть факт родства с Егором Анциферовым они не могут – речь-то идет о событиях 160-летней давности, и люди просто не знают о судьбе своих далёких предков.

В настоящее время о существовании д. Ершово на карте п. Осеево напоминает только название автобусной остановки, на границе бывших деревень Осеево и Ершово, которые слились в 1949 году, образовав городской поселок Осеево.

Как бы то ни было, всех крестьян, упомянутых в списке, хочется вспомнить добрым словом – строили добротно, и если бы не известные исторические события, так и хочется сказать – на века.

Любовь Дюндик, Заведующая библиотекой им. К.А. Некрасовой МБУ «ЦБС г. Шадринска»

Всего просмотров (56)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели