Церковь в честь свв. мчч. Флора и Лавра с. Белоярское

Село Белоярское основали три брата – беглые каторжники Согрины – в 1682 г. (из дневника старожила Чепелева), а в 1771 г. в нём была построена деревянная церковь (в настоящее время здесь расположена усадьба Завьялова Сергея Павловича). Но простояла она не долго – сгорела. На сходке жителями села было принято решение о строительстве нового кирпичного храма. Строить решили на высоком месте в центре села. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки.

Почтенные старцы съездили в село Карачелку, где в то время велось строительство церкви, и договорились с мастерами, что по завершению работ они приедут в с. Белоярское. Вот почему эти церкви так похожи. Для храма были выделены 74 десятины земли, 14-19 десятин покоса по долине реки Миасс. И в 1810 г. началось строительство. Свои каменщики, свои иконописцы, и даже колокола отливали в Белоярском. Были они звонкие, мелодичные. Самый большой колокол весил 120 пудов.

В архиве Пермской епархии (куда обращался Григорий Дмитриевич Чепелев) есть сведения о строительстве церкви в1771 году, но эта дата строительства деревянной церкви. Это произошло потому, что кирпичную церковь назвали как и деревянную – Флора-Лавровская, в память о святых мучениках Флоре и Лавре, покровителях скота.

Икона свв. мчч. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих страниц в истории мировой живописи. Данная икона – одна из многих новгородских икон, где эти христианские святые наивно использовались, так сказать, в «практических» целях – в качестве покровителей коневодства.

Сияющий золотой фон. Наверху, в середине, торжественно-величавая фигура архангела Михаила, мощные тёмные крылья которого образуют широкую дугу. По бокам – святые Флор и Лавр, чуть ниже – два коня, которых архангел держит на поводу. Ещё ниже – коневоды и целый табун лошадей всех возрастов и мастей. В окраске коней мы видим контрастность: левый – вороной, а правый – белоснежный; у первого коня седло зелёное, а у второго – огненно-красное. Как стройно-горделивы, как грациозно выгибают они свои ноги! Люди и кони в своём гармоничном сочетании говорят о единстве человека со всем окружающим его миром.

Место для строительства выбрали удачное – в центре села, на возвышении. По воспоминаниям сельчан, к 1812 г. церковь была построена до окон. «Мой дед, — вспоминает Чепелева Алексанра Григорьевна, — помнил жителя нашего села Петра Воробьёва, который частенько «под хмельком» заходил в церковь, когда там работали «богомазы» (художники). Он был прозван в селе хвастуном за те байки о своих «подвигах», которые рассказывал всем, в том числе и «богомазам». Среди тех, кто расписывал церковь, был человек с юмором. Так на картине, которая была написана на западной стене церкви, среди страждущих, идущих на исцеление, появился мужчина, очень похожий на Петра Воробьёва. Людская молва оставила нам и такое предание: черты лица Богоматери на одной из икон были очень схожи с чертами лица одной из женщин села, в которую якобы был влюблён художник.

И вот церковь-красавица, как корабль, засияла на солнце. Звон колоколов был прекрасным и мелодичным. Видимо, были хорошие мастера по литью колоколов, да и серебра не пожалели. Сохранилось имя звонаря Ильи Окорокова, который виртуозно играл на колоколах. Однажды на Пасху приехал с целью проверки архиерей. Звонарь на колоколах сыграл ему «Барыню», а на второй день – «Казачка». Архиерей был очень тронут и одарил звонаря подарком. Остался он доволен и церковным хором: «По всей Оренбургской епархии нет такого хора».

У церкви имелось два входа: с запада и юга. Было и два алтаря: один в честь святых мучеников Флора и Лавра, а другой – в честь Иоанна Крестителя. Именно поэтому в нашем селе престольным праздником являлось Крещение Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа.

В церкви было красиво и торжественно, как и во всех русских храмах. В дни христианских торжеств её посещало много народа. Не только храм, но и ограда вокруг него были заполнены людьми. Ограда вокруг церкви была обнесена железной решёткой, которая крепилась между столбами, сложенными из кирпича. На конце железных прутьев сияли украшения из разноцветного стекла, которые переливались в лучах солнца.

В церковной ограде с южной стороны были похоронены предки священника Николая Шмотина, который возглавлял церковь до 1917 г. В годы гражданской войны он был на стороне белых. Весной 1918 г. бедняки поделили землю, в том числе и церковную. В мае по всей железной дороге от Омска до Челябинска произошёл Чешский мятеж, который поддержали и богатые люди окрестных сёл. Шмотин стал одним из инициаторов отнятия земли у крестьян и наказания их поркой на площади у церкви. Одни говорят, что Н. Шмотин уехал с белыми, переправившись через р. Миасс на своём красавце-коне, другие же утверждают, что он был расстрелян красными. Сын его, Валентин Шмотин, в 50-е годы работал директором конезавода в г. Омске. После Николая Шмотина попом стал Ермолов Александр, он был арестован (возможно, после закрытия церкви). Сын его, Пётр, работал воспитателем в детском доме с. Белоярского.

Закрыт храм в 1933 г. Большинство населения с болью в сердце наблюдало за спуском колоколов в 1935 г. Долго не поддавались колокола активистам, но не смогли безмолвные отстоять себя и рухнули на землю. Небольшие были увезены сразу, а большой некоторое время так и лежал на земле, потом и он исчез.

Церковь имела следующий штат: поп, дьякон, трапезник (сторож), который жил в сторожке, пристроенной к церкви; уборщица.

Построена она посреди села на небольшой возвышенности и имеет трёхчастную схему плана с собственно храмом, трапезной (расширенной приделом с севера) и выступающей вперёд колокольней, к основанию которой примыкают два небольших помещения. Главный алтарь — пятигранный, придельный – полукруглой формы. Храмовый четверик завершён сводом с крестообразным пятиглавием. Свод отличается высокой стрелой подъёма и завершается низким восьмериком и световой главкой над ним. Лотки свода по сторонам света прорезаны глубокими распалубками с выведенными в плоскость стен люкарнами, на которых установлены световые главки. Все главы одинаковые, лишь центральная отличается несколько большими размерами. Восьмигранные (с узкими арочными проёмами) в прямоугольных рамах, они имеют прихотливое завершение. Углы восьмеричков оформлены декоративными валютоподобными формами. Углы сооружения укреплены лопатками. Стороны четверика завершены фигурными фронтонами с окном по центру и профилированными обрамлением. Фасадные плоскости, с юга и севера одинаковые, с двумя ярусами окон по трём осям. Центральная ось подчёркнута входными проёмами и окном фигурного фронтона с главкой над ним. Оконные проёмы однотипны, с лучковыми завершениями, они заглублены в прямоугольные ниши и обрамлены профилированными наличниками с треугольными фронтами. Колокольня – четырёхгранная, с двумя ярусами звона, углы которых скошены и обработаны тремя вертикальными полочками. Завершением является сквозной (вытянутых пропорций) восьмеричок, несущий сложно прорисованную главку. Окна по вертикалям объединены нишами, центральные из которых соединяются с распалубками. Трапезная, объединённая с приделом, перекрыта лотковым сводом. Сохранились кованые решётки окон и козырёк над южным входом в храмовую часть. Храм на бутовом ленточном фундаменте выложен из красного кирпича размером 28х14х7 см. и оштукатурен раствором с использованием цемента. Кровля храма железная по деревянной обрешётке. Общие габариты: ширина – 18 м. длина – 30,8 м. высота колокольни – 31, 5 м.

…Смотришь на церковь и поражаешься, какие умельцы были на Руси!

Юлия Шлентова

Всего просмотров (344)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели