В женском монастыре в честь Похвалы Божией Матери с. Боровское почтили память инокини Антонии (Серёдкиной), претерпевшей мученическую кончину 24 декабря 1999 г.

24 декабря 2021 г., в день мученической кончины инокини Антонии (Серёдкиной) по традиции в 3.00 часа ночи в Николаевском храме Боровского монастыря началась полунощница. Это время выбрано не случайно. Время с 3.00 до 4.00 часов ночи было временем череды матушки Антонии на чтении Неусыпаемой Псалтири. В этот час она и была убита. Сразу после полунощницы протоиерей Сергий Климов в сослужении иерея Виктора Сысолятина совершил Божественную литургию. Накануне вечером был отслужен парастас (заупокойное богослужение). По окончании Литургии в храме состоялась панихида по инокине Антонии, после чего священники и сёстры обители прошли на её могилку, где всеми была пропета лития.

***

Инокиня Антония (в миру Антонина Александровна Серёдкина) родилась 27 августа 1952 года в Горьковской области. В детстве Тоня ничем не отличалась от своих сверстниц. Закончив восемь классов, выучилась на продавца и проработала около года в продовольственном магазине. На восемнадцатом году жизни вышла замуж. После рождения ребенка Антонина устроилась работать нянечкой в ясли-сад, чтобы иметь возможность водить туда сына. Когда муж вернулся из армии, семья переехала в Алма-Ату, к тёте мужа…

Ещё мирская жизнь Антонины Александровны Серёдкиной была отмечена знаками некоего особого Божия промысла о ней. Будучи пока невоцерковлённой, она уже обладала ценными душевными качествами: смирением, терпением, кротостью, доверчивостью. Её верующая бабушка, глядя на подготовку Антонины к замужеству, сказала: «Эх, девка, не ходила бы ты замуж, а шла бы в монастырь». В те времена Антонина о монастыре ещё и не помышляла, но Господь повёл её именно по этому пути. Супружеская жизнь не сложилась. После развода Антонина вернулась домой, устроилась на завод, в одиночку растила сына Сергея. Преодолевая житейские трудности, укрепляя в них терпение и веру, она шла навстречу Господу. Господь же был её «прибежищем и силой»: попавшая под сокращение на работе, она в возрасте сорока лет самостоятельно выучилась мастерски шить, приобрела портновскую специальность и вновь устроилась на работу, но уже не куда-нибудь, а в ризничную Курганской епархии. Спустя некоторое время, там оказался приехавший по делам о. Александр Никулин.

За множеством духовных чад, подошедших под благословение, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал её и благословил деревянным нательным крестиком, освящённым у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивлённой такой милостью Антонине, что батюшка благословил её на монашеский путь. Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Ей сразу понравилось в обители, и её там полюбили как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!» — и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери её мать, Мария, также оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона).

В 1999 г. 2 января (память прав. Иоанна Кронштадтского) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно была келейницей схимонахини Марии и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого не хотела. Вместе с тем после вступления на монашеский путь случались у неё сильные искушения, и она опасалась, что ещё не готова к ним и не сможет их преодолеть. Но всё, что ни посылал ей Господь, претерпевала благодатью Христовой и помощью Матери Божией.

Мать Антония рассказывала сёстрам, как однажды ночью, читая Неусыпаемую Псалтирь, она молилась и горько плакала, мучимая сомнениями: её ли это место и этот путь? Ей хотелось уехать в Дивеево. И вдруг в сердце она услышала ласковый голос Владычицы: «Там трудно, сможешь ли ты выдержать? А Я тебя для этой обители готовила». И душа её наполнилась несказанной радостью и покоем. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на неё, но всё, что ни посылал ей Господь, она претерпела до конца и спаслась благодатию Христовою и помощью Матери Божией.

И вот настал день 24 декабря 1999 года. Уже два дня пребывал в обители мироточащий образ Царя-страстотерпца Николая II, которого так возлюбила матушка Антония, что готовилась ко встрече иконы как к встрече самого Царя. Перед образом проходила праздничная служба, совершалось Таинство Соборования. Соборовалась и матушка Антония, последний раз в своей жизни. 24 декабря вечером состоялись торжественные проводы иконы, а на Неусыпаемой Псалтири установлено было чтение канона Царю-мученику.

Матушка Антония погибла ночью 24 декабря 1999 года при чтении канона Царю-Мученику на Неусыпаемой Псалтири, всего через шесть часов после необычайного духовного торжества – проводов мироточивой иконы. Несколько капель мученической крови осталось на страницах канона – как высшее свидетельство любви во Христе. Любовь к Царю матушка Антония пронесла в своём сердце до самой последней минуты, ни на мгновение не сомневаясь в его великой святости. Часто она обращалась в молитвах за помощью к нему, и он ей помогал. Мать Антония рассказывала, как однажды не успевала сшить в срок облачение для пострига. От всей души помолилась нашему великому самодержцу – и до утра всё успела. На протяжении последнего года жизни она ежедневно читала канон или акафист убиенному Государю.

Мать Антония очень любила читать Неусыпаемую Псалтирь, и обязательно ночью. И в эти дни матушка никак не соглашалась заменить её на ночном чтении канона с акафистом Царю. Её время было с 3-х до 4-х часов ночи. Именно в этот час и погибла она перед аналоем с раскрытым на шестой песне каноном.

Убийство совершил рабочий скита, находящегося в 6-ти километрах от обители за заснеженной непроезжей степью, которую он за полночи пересёк, влекомый сатанинской силой. Кроме дьявольской злобы ничем нельзя объяснить то, что произошло. Убийца схватил молоток и стал наносить удары по голове, лицу, рукам матушки, когда та пыталась закрываться. Он протащил её по храму и сбросил в подвал. Пытался стереть кровь в храме её апостольником, затем вернулся в подвал и нанёс ещё около тридцати ударов молотком. Потом он вернулся на скит и наутро сам пришёл в милицию, так и не сумев внятно объяснить причин происшедшего. Когда сёстры, обмывая матушку Антонию, смыли кровь, то увидели спокойное, умиротворенное лицо, без единого синяка, хотя череп был весь раздроблен. Так закончила свой жизненный путь матушка Антония, боголюбивая инокиня монастыря Похвалы Божией Матери.

Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришёл в пустынь в горах и сказал старцу: «У отца Александра большая скорбь в обители…». Старец ответил: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!».

 

 

Всего просмотров (30)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели