Учитель основателя Русской Палестины

Когда в 1826 году Андрей Капустин поступил в Далматовское духовное училище, то ректором этого училища был Григорий Стефанович Плотников, известный многим краеведам и историкам как автор уникального труда «Описание мужского Далматовского Успенского общежительного третьеклассного монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря».

Далматовское духовное училище открыто в 1816 году. В «Истории Пермской семинарии» (Пермь, 1873 г.) опубликовано рас­поряжение Преосвященнейшего Иустина: «Отец Ген­надий определяется учителем грамматического класса в Далматовском монастыре, где ему и числиться в числе братства, почему и должен немедленно туда отправиться. А учителем информатического класса должен быть священник Александр Попов, находящийся при приходской в Далматово церкви, — быть же учителем дотоле, доколе на ме­сто его не будет прислан другой, а к Григорию Плотнико­ву, священнику Воскресенского села в Екатеринбургском уезде, послать указ, дабы отправился в Далматов монас­тырь и там бы явился к восьмому марта, ибо 12 марта откроется училише духовное, где он должен быть учите­лем информатического класса, а также числиться в числе братства Далматова монастыря. К отцу протоиерею Иоанну Попову послать указ в Шадринск, дабы он открыл оное училише в двенадцатый день марта и сказал бы пристойную речь в приходской церкви и потом с крестным ходом ввел бы купно с протоиереем Алексием и прочим духовенством учеников в классы и освятил бы воду с провозглашением многолетия Государю Императору и всей Высочайшей Его Фамилии. По окроп­лению же классов святою водою отец Геннадий должен произнесть речь к ученикам, чтобы они прилежно учились и слушали со вниманием, что протолковано им будет от учителей. А к свяшенноцерковнослужителям Екатеринбургского, Верхотурского, Шадринского, Камышловского и Ирбитского уездов послать указы, дабы детей своих везли в Далматовский монастырь, где их в чтении, пении и рукописи экзаменовать протоиерею Алексию, принимать в число учеников Пермской семинарии и нам присылать имена принятых на утверждение. На него же возлагается смот­рение за учителями, прилежно ли проходят свою долж­ность, и за учениками, в рассуждении их поведения, и притом наблюдать, на частных ли квартирах живут. Экза­меновать же по крайней мере через два месяца учеников в успехе учения протоиерею Иоанну и к нам присылать рапорты, почему и писаться ему инспектором Далматовского училиша».

Далматовское духовное училище существовало в монастыре до 1888 года, затем было переведено в Камышлов. Выпускниками училища были Александр Степанович Попов – изобретатель первого в мире аппарата беспроволочной связи; Константин Дмитриевич Носилов – писатель, путешественник, этнограф; Василий Маркович Флоринский – попечитель Западно-Сибирского учебного округа, доктор медицинских наук, основатель Томского Императорского университета; Александр Никифорович Зырянов – бытописатель, краевед.

Григорий Стефанович Плотников, священнический сын, родился в Тюменском уезде То­больской губернии. Позднее его отец, Сте­фан Иванович Плотников, до выхода за штат служил в Свято-Троицкой церкви Уксянской слободы Шадринского уезда (ныне село Уксянское Далматовского района).

В Пермской духовной семинарии Григорий обучался с декабря 1800 года по 12 ноября 1810 года. Епископом Пермским Иустином в 1805 году был посвящён в стихарь для певческого хора. Тем же Пре­освященным 25 марта 1811 года был рукоположен во диакона, а на другой день направлен в Алапаевский завод Верхотурского уезда к Алексеевской церкви. Был учителем в уральс­ких школах: в алапаевской – арифметики, геометрии и тригонометрии, в богословской – закона Божия. Состоял членом Оспенного комитета Богословского завода. Был благочинным в окружных церквях.

На основании резолюции епископа Иустина от 8 февра­ля 1818 года его перевели в Далматовскую Николаевс­кую церковь, настоятелем которой сегодня является клирик Шадринской епархии протоиерей Евфимий Козловцев. До 26 октября того же года протоиерей Григорий был учителем в синтаксическом классе и инспектором в Далматовском духовном училище. А с 26 октября по преобразовании духовного училища в Далматовское уездное (и при откры­тии при нём приходского) исполнял по 23 мая 1835 года должность ректора со званием смотрителя обоих училищ. В Далматовском уездном училище преподавал в высшем от­делении латинский язык, географию, арифметику и кате­хизис.

Кроме того, был присутствующим в Шадринском духов­ном правлении – для наблюдения должного порядка, а также цен­зором проповедей, за что получил благодарность от Пер­мского архиепископа Аркадия. Исполнял должность бла­гочинного в Далматовском благочинии, состоял членом временного строительного комитета при Успенском Далматовском монастыре.

С 17 февраля 1837 года на него была возложена обязанность смотрителя за обучением поселянских детей в Дал­матовском приходе при домашнем обучении и по испыта­нии их. За это получил благодарность от архиепископа Аркадия. Большая заслуга протоиерея Григория Плотникова состоит в том, что именно при нём в Далматово были открыты училища для крестьянских детей: в 1842 году мужское – в доме священника Николаевской церкви Стефана Петровича Кубасова, а в 1861 году первое в Шадринском уезде женское – в доме священника этой же церкви Никифора Ивановича Черёмухина. Протоиерей Григорий вместе с настоятелем монастыря Мефодием принимал участие в молебне по случаю открытия женского училища.

В память об Отечественной войне 1812 года и Крымской войне протоиерей Григорий имел на Владимирской ленте бронзовые кресты. По имен­ным императорским указам был награждён в 1831 году бархатной фиолетовой скуфьёй, возложенной на него Пермским епископом Мелетием, а в 1852 году – бархат­ной фиолетовой камилавкой, возложенной на него екате­ринбургским епископом Ионой.

По поручению Пермского архиепископа Аркадия и Ека­теринбургского епископа Ионы был на должности увещевателя вновь отступивших от православия в раскол крестьян в Кривском и других селениях Шадринского уезда.

14 мая 1869 года был награждён наперстным золотым крестом, который 26 августа того же года возложил на него высокопреосвященный Неофит, архиепископ Перм­ский. В 1867 году награждён орденом Святой Анны третьей степени, который ему прислал Капитул российс­ких императорских орденов при грамоте от 23 мая того же года.

Жена Григория Плотникова Елизавета Даниловна являлась дочерью священника Першинской церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы Даниила Попова и сестрой протоиерея Александра Даниловича Попова, священника Далматовской Николаевской церкви, который тоже был учителем в духовном училище. В Далматиовском монастырском музее есть надгробная плита с могилы А.Д. Попова. У Плотниковых было шестеро детей: Евгений, Ксенофонт, Алексий, Николай, Серафима и Елизавета.

Скончался протоиерей Григорий Стефанович Плотников 30 июля 1869 года в возрасте 89 лет. Похоронен 1 авгу­ста у правого клироса Успенского собора Далматовского монастыря. Исповедовал его перед кон­чиной иеромонах монастыря Макарий. В по­хоронах принимали участие: архимандрит Успенского Далматовского монастыря Исаакий, протоиерей Градо-Шадринского Преображенского собора благочинный Михаил Кузовников, священник Белоярского села Алексей Плот­ников (сын), помощник смотрителя духовного училища священ­ник Александр Плотников (внук). И местные священники: Никифор Черемухин и Гавриил Ставровский с диаконами: Евлампием Сильвестровым, Николаем Болярским, Афанасием Молчановым, дьяконом Петром Дерябиным и поно­марём Никандром Пономарёвым.

В похоронах Григория Стефановича не мог принять участие его старший сын Евгений, который служил в церкви вместе с отцом 27 лет. Еще 13 мая 1861 года протоиерей Григорий Плотников докладывал екатеринбургскому епископу Варлааму, что «диакон при Далматовской Нико­лаевской церкви Евгений Плотников, мой сын, страдав­ший четыре недели горячкой, в 8 число сего мая помер». Было ему 48 лет. В нашем музее хранится надгробная плита с могилы Е.Г. Плотникова.

Г.С. Плотников, занимавший, начиная с 1818 года (в течение почти 16 лет) должность учителя, а потом и смот­рителя далматовских училищ, имел доступ к архивным до­кументам Далматовского монастыря, некоторые из них сохранились и до наших дней. Поэтому его труды по ис­тории Далматовского края не потеряли своего значения для современных исследователей.

Помимо его основного труда «Описание мужского Дал­матовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря», в «Пермских епархиальных ведомостях» в последней трети XIX века были опубликованы исследования: «Ссылочные в Далматовском монастыре», «Списки учащихся Далматовского духовного училища», «Очерки бедствий Далматовского монастыря с 1644 по 1742 годы». В «Пермском сборнике» за 1860 год опубликована ра­бота «Далматовский монастырь в 1773 и 1774 годах или в Пугачевский бунт».

Отдельной книгой «Описание мужского Дал­матовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря» было издано 5 раз: в 1858 году без имени автора Пермской губернской статистической комиссией, в 1886 году в Екатеринбурге в типографии М.И. Филиппова, в 1891 году Екатеринбургской епархией, в 1897 и 1906 годах в типографии газеты «Урал» в Екатеринбурге.

В 1992 году по инициативе Далматовского общества краеведов, Николаевской церкви г. Далматово, редакции районной газеты и типографии книга была переиздана. В Доме детского творчества состоялась её презентация, а в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» была отслужена панихида по Григорию Стефановичу Плотникову. В 2000 году книга была издана ещё раз.

О труде Г.С. Плотникова «Материалы по истории христианства в Далматовском крае» известный уральский краевед, уроженец села Першинского Далматовского района Владимир Павлович Бирюков сказал так: «Положите эту книгу на весы, а на другую чашу весов – кусок золота, книга перетянет».

Настоятель храма в честь святителя Николая г. Далмматово протоиерей Евфимий Козловцев и прихожанка того же храма Галина Александровна Пономарёва – главный хранитель фондов МКУК «Далматовский краеведческий музей имени А.Н. Зырянова»   

Всего просмотров (57)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели