В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» в разделе «Вопрос священнику» опубликованы ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова)

«Добрый день, батюшка! Скажите, пожалуйста, почему на Христа надели именно терновый венец? С уважением, Илья Кручин, г. Шадринск».

Дорогой Илья, любые события Евангельской истории, особенно связанные с искупительной жертвой Спасителя, имеют глубокий смысл и даже самые, казалось бы, на первый взгляд незначительные детали, конечно же, не случайны.

Для правильного понимания символического смысла возложения римскими воинами на Христа тернового венца следует вспомнить, что уже в V веке до н.э. венок стал общепринятым символом победы. В Античной Греции венками награждались победители музыкальных и спортивных соревнований. Победителей Пифийских игр награждали венком из лавровых листьев. В Римской империи венки вручались как награды, например, corona civica (венок из дубовых листьев) за спасение гражданина Рима; или corona muralis в виде зубчатого венца для тех, кто во время осады или штурма первыми вступили на вражескую городскую стену. Позже ветви растений стали заменять драгоценным металлом, и вместо венка появилась корона.

Чтобы предать Иисуса Христа на казнь через распятие члены иудейского Синедриона обвинили Его перед Пилатом в политическом преступлении – присвоении царского титула. Именно об этом и спрашивает прокуратор Спасителя: «…итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 19:37).

Однако Иисус Христос не мог быть политическим преступником, как и Сам Он засвидетельствовал: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям» (Ин. 19:36).

Именно, чтобы причинить страдания и в то же время посмеяться над «мнимым», как они полагали, царём, римские войны венчают Спасителя венцом из колючего растения, терния. Терновый венец Иисуса Христа – символ страданий и надругательств, переживаемых Им смиренно и с достоинством. В то же время венец это именно свидетельство царского достоинства Спасителя, явленное чрез римского прокуратора Понтия Пилата, повелевшего написать на табличке Креста Господня: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19).

«Спаси Господи! Как правильно понимать притчу «Обретайте себе друзей богатством неправедным»?» Елена Владимировна, г. Далматово».

Уважаемая Елена Владимировна, для правильного понимания притчи о неверном (или неправедном) управителе, или, как выразился автор вопроса, о приобретении друзей богатством неправедным (Лк. 16:1-9) необходимо помнить о том, что такое есть притча. Это короткий назидательный рассказ, использующий образы и явления повседневной жизни, но в иносказательной форме заключающий в себе нравственное поучение.

Не следует поэтому использовать приточные выражения для буквального руководства к действию. Иначе получится, что Спаситель, хваля находчивого управителя имения, обвиненного в расточительстве, призывает к обману и лукавству. Смысл разбираемой притчи, конечно, в другом.

Святые отцы и христианские богословы, изъясняя эту притчу, делали акценты на разных моментах. Одни, как свт. Лука Симферопольский, блж. Феофилакт Болгарский или архиеп. Аверкий (Таушев), подчёркивали, что всякое богатство, как правило, приобретается неправедным путём, а если и праведным, то используемое только для собственного блага, всё равно становится предосудительным. Именно поэтому, полагают они, «управитель неправедный», под которым понимается всякий человек, имеющий богатство, чтобы наследовать вечную жизнь, должен поделиться им со своими собратьями – «должниками господина своего». Только в этом случае такие «неправедные управители» могут получить похвалу господина, то есть Бога, и заслужить неправедным богатством спасение.

Другие – например, прп. Иустин Челийский, – под долгами, неправедно списанными управителем ради устройства своей дальнейшей жизни, понимали грехи, которые может простить только Бог. Здесь «неправедность» управителя заключается в том, что он уменьшает бремена должников своего господина, не имея на то полномочий, то есть прощает им грехи. В Евангелии сказано: «…кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7). И в то же время: «…если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 7:15). Именно поэтому управитель получает похвалу не просто за милосердие, но и за прощение своего ближнего.

Архиепископ Лоллий (Юрьевский) ставит «неправедного управителя» в один ряд с теми мытарями и блудницами, которые своим покаянием превзошли мнимо праведных фарисеев.

Таким образом, все толкователи едины во мнении, что всё, чем распоряжается человек на земле – не его собственность, а чужое (Божие) богатство, а «неправедное» оно, поскольку «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6:36). Похваляется же здесь не лукавство, а милосердие, прощение ближнего и смирение.

 

Всего просмотров (45)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели