Божественная литургия г. Шадринск. 14.08.2021 г.
14 августа 2021 года, в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископ Шадринский и Далматовский Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном храме в честь святителя Николая города Шадринска.
Его Преосвященству сослужили настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Песчано-Коледино Далматовского р-на иерей Виталий Лукиных и клирик храма в честь святителя Николая г. Шадринска протодиакон Василий Тихонов.
За богослужением владыка Владимир произнёс молитву от вредоносного поветрия чтомую, а по завершении Божественной литургии Его Преосвященством была вознесена молитва на освящение мёда, после которой глава Шадринской епархии окропил приношения верующих водой, освящённой в этот день, и обратился к пастве с праздничной проповедью:
«Всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня в нашем церковном календаре два больших события: Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Владычице нашей Богородице. Я сердечно поздравляю вас с этими праздниками и желаю всем вам доброго здравия, помощи Божией, покровительства Царицы Небесной, а душам вашим спасения! И пусть Господь силою Своего Честнаго и Животворящего Креста хранит нас от всякого зла в течение всей нашей жизни.
Праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня был установлен в Греции, Константинопольским Патриархом Лукою при царе Мануиле, и заключал в себе такой обычай: в начале августа ходить по всем весям, по всем перекрёсткам, освящать воду и окроплять этой водой все части света. Потому что в это время усиливались всевозможные болезни. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
И вот, люди вместе с духовенством выносили из сокровищницы храма Честное Древо Животворящего Креста Господня, выходили с этим Крестом на улицы, осеняли им всех людей на разные части света, устраивали крестные ходы на реки, водоёмы и окропляли освящённой в этот день водой всё вокруг себя. Вследствие чего болезни отступали и совсем пропадали.
Данный обычай был перенят и нашей Русской Православной Церковью. Поэтому и у нас, подобно грекам, 1 августа на средину храма износится Честный Крест Господень и полагается на аналое для всеобщего поклонения и целования, а также совершается водосвятный молебен, и всех молящихся священнослужитель окропляет святой водой. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Установлению в России данного праздника митрополитом Киевским Константином и епископом Ростовским Нестором предшествовало ещё одно чудесное событие. Произошло оно при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском. Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацин, а второму из Ростова на болгар. Болгарами в то время назывались язычники, обитавшие в низовьях Волги, отсюда они и получили свое наименование. Господь даровал обоим воинам полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин, а князь Андрей Боголюбский покорил болгар, обратив их в своих данников. Когда князь Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честного Креста Господня, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением князь Андрей возносил ко Христу и Богоматери усердные слёзные молитвы и приобщался Святых Христовых Таин. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся сильнее, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: «Не на силу коня смотрит Он, не к (быстроте) ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс.146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам – и примером собственных благоговейных молитв и прямым повелением. И все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и Честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:
«О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их».
После усердной молитвы все лобызали святую икону и Честной Крест, после чего безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною, а Пречистая Богородица оказывала помощь, ходатайствуя за них пред Богом.
Постоянно держась такого обычая перед каждым сражением, великий князь не изменил ему и перед битвою против болгар: он вышел, имея (подобно царю Константину в древние времена) впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе которых был город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились русские воины после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем исходят светлые лучи, подобные огненным, осиявающие всё войско. Это было в первый день августа. Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, тоже в этот же день увидел подобное чудо – исхождение лучей от находившейся среди войска иконы Пресвятой Богородицы со Спасителем, осеняющих собой весь полк. И в этот день он победил сарацин.
Воздавая хвалу Господу, царь и князь сообщили друг другу об одержанных с помощью Божией победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу и Его Пречистой Матери, в первый день августа они установили праздник. И в воспоминание силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели священнику износить из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для лобызания христианами и прославления распятого на нём Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесения Честнаго Креста, – потому что Честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.
Также сегодня мы празднуем день памяти семи святых мучеников Маккавеев, которые исповедуя свою веру в Бога, не отреклись от Него, не поклонились идолам и приняли мученическую кончину.
В 166 г. до Рождества Христова жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, славный своею мудростью и благочестием. Его привели к мучителю и стали предлагать отвернуться от Господа. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Вместе со святым Елеазаром были схвачены и семь его учеников, братья Маккавеи, а с ними их мать Соломония. Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать отказаться от истинного Бога. Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». Так, после долгих мучений, погибли шестеро братьев. Седьмому же, самому младшему из них, их мать святая Соломония сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что всё сотворил Бог из ничего, и что так произошёл и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержителя.
Таким образом, братья не отвергли истинного Бога и достойно вынесли все выпавшие на их долю испытания. Вот и в нашем Евангелии есть слова Спасителя о том, что «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Но что значит «взять крест свой»? Крест – это те испытания, которые Господь попускает каждому из нас в земной жизни. Для чего же посылаются нам эти испытания? Прежде всего, для спасения нашей души. Ибо Господь Сам говорит в Евангелии, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14). И вот, те скорби, те болезни, те невзгоды, через которые так или иначе проходит каждый живущий на земле, и являются крестом этого человека. И если мы несём свой крест достойно, без ропота, без уныния, да ещё и благодарим Господа за все те испытания, которые выпали на нашу долю, то этот крест служит во спасение каждому христианину.
Как-то одна женщина написала письмо прп. Анатолию Оптинскому, в котором говорила, что ничего не может делать для спасения своей души, так как её одолевают всевозможные скорби и болезни. На это отец Анатолий ей ответил, что она уже и так спасается милостью Божией, ибо Господь ещё при рождении надел на неё крест этих скорбей и всего того, что она носит. Поэтому он дал этой женщине совет не роптать, а благодарить Бога за всё, что Он ей посылает, объяснив, что именно этим она и спасётся.
Точно также и в нашей жизни, братья и сестры – Господь каждому из нас даёт понести свой крест. У кого-то он может быть легче, у кого-то тяжелее, но все мы, так или иначе, испытываем какие-то скорби и неудобства в своей жизни, болезни, страдания и другие неприятности. И, конечно же, мы должны помнить о том, что Господь промышляет о каждом из нас и «ими же веси судьбами» (как говорится в молитве) ведёт нас каждого ко спасению. А когда и как это случится, мы не ведаем, но твёрдо знаем, что если все эти испытания мы станем переносить безропотно, то они приведут нас к Царствию Небесному.
Поэтому не будем же, братья и сестры, тяготиться своим крестом, ибо Господь даёт крест каждому по его силам и испытаний выше наших сил не попускает. Напротив – станем чаще благодарить Отца нашего Небесного за те трудности, которые выпадают нам на жизненном пути, а также за все те благодеяния, которые Он оказывает нам в нашей жизни. Будем благодарить и Пресвятую Богородицу, которая является нашей покровительницей, спасительницей и путеводительницей в Царствие Небесное!
Хочу особо обратить ваше внимание на один момент в сегодняшнем евангельском повествовании. Господь говорит: «…всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречётся от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). Что означают эти слова Христа? А то, что в своей повседневной жизни мы зачастую боимся исповедовать себя христианами, боимся поклониться Господу и показать, что мы верующие люди. Стесняемся осенить себя крестным знамением, даже проходя мимо храма или кладбища: «А что скажут те люди, которые видят нас крестящимися? Ах, какой «праведник»! Верующий напоказ». Или же, например, мы слышим, что какие-то сектанты хулят Бога и проповедуют некое иное учение, но мы стесняемся подойти и заградить этим безбожникам их нечестивые уста. Т.е. по факту мы не являемся исповедниками веры во Христа. Поэтому Господь нас и предупреждает, чтобы мы бесстрашно исповедовали Его в нашей земной жизни и достойно несли звание христианина. Только в этом случае, когда мы предстанем перед нашим Небесным Отцом, Господь скажет: «Да. Это Мои ученики. Они не испугались, а исповедовали Бога всей своей жизнью». И тогда Всемилостивый Творец, действительно, простит все наши согрешения, вольные и невольные, помилует нас и введёт в Царствие Божие.
Ещё раз, братья и сестры, всех вас поздравляю с сегодняшними праздниками! Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Таин. Дай Господи, чтобы вам это таинство послужило во исцеление души и тела. Призываю на всех вас мир и Божие благословение! Храни вас Господь!»
Всего просмотров (55)