Из истории храма в честь Трёх Святителей села Карачельское Шумихинского р-на Шадринской епархии

Трёхсвятительская церковь. Фото 1954 г.

В городах и сёлах нашей страны имеется множество храмов и соборов – больших и маленьких, старых и совсем новых. Большинство из них имеют многовековую историю, пережив разрушение и период восстановления. Так и в Шумихинском районе Курганской области в живописном месте неподалеку от реки Миасс есть село с необыкновенным названием — Карачельское. Особенное величие селу предает красивый  каменный храм в честь Трёх Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, выстроенный на высоком холме, круто спускающемся к реке. Этот ценный архитектурный памятник виден проезжающим за много километров.

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели с появлением здесь форпоста для обороны от степных воинственных кочевников в XVIII веке. Заселение Карачельского форпоста началось в 1743 году людьми, переехавшими из Исетской провинции и Шадринска. Примерно в это же время начинается строительство церкви.

Первая Трёхсвятительская церковь была деревянной. Её освящение можно отнести к 1746 году. Эту деревянную Трёхсвятительскую церковь разобрали на рубеже 60-х–70-х годов XVIII века, заменив её новым деревянным храмом, который освятили 26 октября 1771 года.

В 1817 году прихожане села Карачельского решили выстроить каменный Трёхсвятительский храм с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Работы растянулись на 7 лет, и 28 августа 1824 года каменный храм во имя Трёх Святителей был освящён.

Обнаруженные в Оренбургском архиве документы позволяют получить представление о том, как выглядела эта церковь. Первоначальная трапезная значительно уступала по площади ныне существующему объёму. По ширине она была равна четверику с расширением к северу за счёт придела в честь Владимирской иконы Божией Матери. Чтобы зримо оценить первоначальные формы Трёхсвятительской церкви достаточно познакомиться с одновременно выстроенной Церковью Фрола и Лавра в селе Белоярском Щучанского района.

В 1872 году была проведена значительная реконструкция церкви: все стеновые конструкции трапезной были разобраны, после чего она была перестроена заново, с воспроизведением декора фасадов предшественницы. При этом колокольня первой четверти XIX века за счёт увеличения длины трапезной оказалась внутри этого объёма. Реконструкция, карачельской церкви в начале 1870-х годов, привела не только к расширению трапезной, но и к появлению ещё одного придела, поэтому с последней четверти XIX века клировые ведомости фиксируют в храме села Карачельского не два престола, а три: Трёх Святителей, Владимирской иконы Божией Матери и Димитрия Солунского.

После революции, церковь в Карачельском закрыли и стали использовать в качестве склада для зерна. К середине XX века она уже находилась в бесхозном состоянии. Вероятно, это и способствовало тому, что в марте 1954 года в храме произошёл пожар. Огонь уничтожил кровлю, а в сводах появились трещины. Таким образом в ходе проведенных комплексных исследований было установлено, что существующее здание храма Трёх Святителей имеет в своей строительной истории два крупных периода: первый период — первая треть XIX века (1817-1824 гг.); второй — последняя треть XIX века (1872 г.). Условно можно выделить также и третий этап — после 1917 года, когда здание перестало использоваться по назначению, постепенно приходило в упадок и в результате дошло до настоящего времени, практически, в руинированном состоянии.

Архитектурные формы церкви Трёх Святителей и её динамичная композиция свидетельствуют о генетической связи этого памятника с эпохой барокко. Наиболее ярко барочные мотивы проявились в строительстве основного объема храма (четверика) с великолепным декором венчающих элементов, которым в полной мере соответствует фасадное убранство насыщенное богатыми по форме наличниками.

В настоящее время церковь Трех Святителей относится к объектам культурного наследия федерального значения.

В соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия она была оформлена в федеральную собственность и передана в безвозмездное пользование религиозной организации. Эти обстоятельства обеспечили возможность участия объекта в реализации федеральной целевой программы «Культура России», в рамках которой существует специальное направление, посвященное реставрации религиозных памятников, находящихся в федеральной собственности. Государственным заказчиком проведения таких работ является Министерство культуры Российской Федерации, т.е. именно Министерство проводит торги и заключает государственные контракты на проведение реставрационных работ за счёт средств федерального бюджета.

В течение 2014 года по заказу Минкультуры России проводилась разработка комплексного проекта реставрации церкви. Именно в ходе этих работ были получены приведенные выше сведения о датах и обстоятельствах постройки храма, а также о его реконструкциях. Архитекторами-реставраторами на основе результатов научных исследований определён основной период, на который производится реставрация — последняя треть XIX века (на период перестройки 1872 года). Именно тогда здание имело наиболее гармоничный и законченный внешний вид и планировочную структуру. Проектом предусматривается восстановление внутренних несущих стен, закладка поздних проемов, восстановление перекрытий и лестниц колокольни, устройство полов из керамической плитки и новых кирпичных сводов трапезной, воссоздание иконостаса, алтарных преград, балкона (хоров), консервация сохранившихся фрагментов настенной живописи.

На данный момент храм восстанавливается. Как и прежде далеко за пределами села видны его новые белоснежные каменные стены, с реки открывается замечательный вид на храм — прекрасный образец сибирского барокко. Настоящая каменная церковь трёхпрестольная и представляет собой пятиглавый двухсветный четверик с трапезной и колокольней. Главы расположены по сторонам света. Отдельная глава над апсидой. К основному храмовому зданию с обширным пятигранным алтарём примыкает трапезная, по сторонам которой устроены два придела. В западную часть трапезной включено и основание колокольни. Притвор церкви состоит из трех помещений и имеет одну ширину с трапезной.

Материал подготовлен настоятелем храма Трёх Святителей села Карачельское иеромонахом Давидом (Эрназаровым).

Всего просмотров (26)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели