Музей имени архимандрита Антонина (Капустина) Успенского Далматовского мужского монастыря

Общий вид экспозиции монастырского музея, посвященной периоду гонений на Русскую Православную Церковь и Зауральским новомученикам.

 

Игумен Варнава (Аверьянов),

наместник Успенского Далматовского мужского монастыря,

древлехранитель Шадринской епархии

 

Позволю заметить, что любовь к истории и музеям появилась у меня с детства. В школьные годы из-за особенностей работы родителей приходилось часто менять место жительства. И в каждом новом городе меня тянуло в краеведческие музеи. Из экспонатов больше всего привлекали монеты, ордена, знаки отличия. Но и не только… Помню, как мы с товарищем обследовали предназначавшиеся к слому старинные деревянные дома, где во множестве сохранялись еще дореволюционные предметы быта – кованые гвозди, скобяные изделия, какая-нибудь домашняя утварь. Хотели все эти находки отдать в местный музей, но, к сожалению, дальше благого намерения дело не пошло – куда-то все вещи потом разошлись. Конечно, коллекционировал те же монеты, марки, значки.

Вспоминается это, когда, например, читаешь в книге отзывов монастырского музея написанные детским почерком бесхитростные откровения: «Мне очень понравился этот музей, в нем много предметов из прошлого: книги, значки, монеты, документы и многое другое. Этот музей для меня чудо в городе Далматово. Спасибо за такой музей. С уважением, житель города Далматово Иван, 10 лет. 08.07.2012 г.», «Музей просто чудо. Старинные книги, посуда, деньги, фотографии, иконки, картины, замки и ключики, паспорта, украшения и много всего интересного. Спаси вас Господи! 17.05.2014. Аня Чернова, 11 лет, из г. Ханты-Мансийск», «Мне понравилось все, особенно медали, оружие, монеты. Еще мне понравились картины. Калашников Иван, 11 лет, г. Челябинск».

Собственно сама идея создания музея в Далматовском монастыре возникла где-то примерно в 2010 году. Причин, думаю, было несколько.

Ансамбль Далматовского монастыря – один из двух-трех крепостных комплексов XVIII-XIX веков в восточной части нашей страны, объект культурного наследия федерального значения. Несмотря на вандализм советского времени, храмы и основные строения пусть и в искалеченном виде, но сохранились. Так что сам монастырь – это живая история. Таким он воспринимается не только сегодня, но таковым он был и для наших предков. Известный уроженец Зауралья скульптор и художник Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887-1941), вынужденный в юношеские годы из-за крайней нужды какое-то время жить в Далматовском монастыре и трудиться там в живописной мастерской, писал: «Только любовь к уходящей старине, которой изобилует монастырь, вдохновляла и поддерживала меня, упавшего духом».

В послереволюционные годы отчаянной и в своем роде уникальной (подобное, кажется, было лишь в Троице-Сергиевой Лавре) попыткой спасти монастырь от надвигающегося неминуемого разорения стало принятие решения о создании в 1922 г. так называемого «музея-монастыря». Это заслуга известного уральского краеведа, создателя Шадринского научного хранилища Владимира Павловича Бирюкова (1888-1971), сумевшего вывезти и сохранить большую часть монастырского архива.

Однако когда в начале 90-х годов XX века монашеская жизнь в обители возобновилась, никаких исторических реликвий  там уже не было. Конечно, святое место притягивало местных богомольцев и паломников. Появлялись иногда заезжие туристы, чтобы поглазеть на древнюю крепость, выдержавшую осаду пугачевцев. Со временем верующим удалось собрать по окрестным весям для монастырского храма кое-какие старинные иконы. Несколько больших образов было передано из Курганского областного краеведческого музея. В 1994 году были произведены раскопки и обретены мощи основателя обители преподобного Далмата Исетского.

И все-таки зрело понимание, что монастырь как часть «Руси уходящей» должен быть хранителем не только духа, но и вещественного наследия прежних эпох. Возник вопрос, как представить историю монастыря, если не осталось почти никаких предметов, принадлежность которых к этой истории была бы доподлинно известна? Крепостные пушки были порезаны и сданы в металлолом рабочими завода, разместившегося в послевоенные годы на территории монастыря. Там же оказались, вероятно, надгробные чугунные плиты и памятники с монастырского кладбища; некоторые, правда, успели растащить по домам для печных нужд рачительные горожане. Иконы из храмов сожжены еще в 20-е годы местными комсомольцами. Драгоценные предметы из ризницы изъяты Советской властью и бесследно исчезли. Личные вещи старца Далмата осели в фондах музеев соседней области.

В подобных обстоятельствах некоторые музеи идут путем широкого использования муляжей и копий. Лично у меня такого рода выход из положения вызывает неприязнь. Более того, принципиально хотелось, чтобы посетители создаваемого в монастыре музея могли видеть именно подлинные предметы старины, даже если это иногда будет идти в ущерб их сохранности.

Еще одним, не совпадающим с обычной музейной практикой, принципом было желание показать как можно больше предметов, а не скрывать их от взора посетителей в запасниках. Логическим следствием должна была стать избыточная насыщенность витрин экспонатами.

В итоге, появилась мысль создать экспозицию, посвященную жизни в Царской России. Ведь, подобно сотням других обителей, Далматовский монастырь, как раз, и был островком этой жизни. И предметов того времени сохранилось довольно много. В чем же тогда отличие от обычного краеведческого музея? Помимо только что сформулированных принципов, еще и в особом акценте именно на Царской теме.

Положившее основание монастыря появление старца Далмата на Белом Городище (так раньше называлось это место) приходится на 1644 год – последний год царствования первого русского царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Строительство монастырского Успенского собора – первого каменного храма в Зауралье – сыном Далмата архимандритом Исааком состоялось в начале XVIII в. по личному разрешению Императора Петра I. Окна северных келий здания, в котором разместился монастырский музей, обращены к часовне перед северными вратами, построенной в 1890 г. на средства далматовцев в честь спасения Царской семьи при крушении поезда на станции Борки. А последний Государь св. Царь-мученик Николай II Александрович вместе с Августейшей семьей приняли мученическую смерть всего в ста восьмидесяти километрах от Далматово, в Екатеринбурге.

Глубока и таинственна связь православной Руси и Царской власти. Именно об этом говорят слова Оптинского старца прп. Анатолия Младшего: «Судьба Царя – судьба России…», — встречающие вместе с фотографией и иконой Царской семьи посетителей музея. Помимо парадного портрета Императора Николая II, увенчанного государственными флагами Российской империи, а также планшетов с картами, гербом, гимном, видами губернских городов, текстами присяг, несколько витрин содержат экспонаты о коронации Николая Александровича и Александры Феодоровны, любимых местах, где любила проводить время Царская семья прославленных во время последнего царствования святых, праздновании 300-летия Дома Романовых, трагических событиях переворота 1917 года и последних днях Царственных узников.

Основная часть экспозиции посвящена различным сферам жизни Царской России: государственному устройству, административному делению, паспортной системе, сословиям, церковной жизни, императорской армии, экономике, денежной системе, образованию, здравоохранению, почтово-телеграфной службе, повседневному быту. Таким образом, каждая витрина содержит экспонаты, объединенные одной темой, но максимально разнообразные по характеру и материалу: фотографии, документы, книги, открытки, газеты, журналы, знаки отличия, награды, марки, монеты, боны, визитные карточки, предметы быта, элементы вооружения, географические карты, иконы и прочее, и прочее…  Из-за этого – чрезмерная плотность расположения экспонатов, где воистину дорог каждый сантиметр.

В отдельных витринах – немногие предметы собственно монастырской истории дореволюционного и современного периодов.

Эпиграфом к данной экспозиции могут служить слова из дневника (апрель 1919 г.) русского писателя Ивана Бунина, помещенные в раме над входной дверью в зал: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».

Открытие этого первого зала монастырского музея состоялось в 2012 г. и было приурочено к празднованию 20-летия возобновления монашеской жизни в обители. Дополнительным стимулом к форсированию работ послужила любовь к музеям тогдашнего правящего архиерея архиепископа Курганского и Шадринского Константина.

Примерно через год мы открыли вторую экспозицию, посвященную на этот раз периоду гонений на Русскую Православную Церковь и Зауральским новомученикам. Девять священнослужителей приняли мученическую смерть в пределах нынешней Шадринской епархии и были канонизированы. Их личные вещи (кроме одной старинной фотографии) тоже, к сожалению, не сохранились. Поэтому и здесь через подлинные предметы эпохи мы постарались воссоздать, прежде всего, дух того страшного времени. Помимо икон и кратких жизнеописаний священномучеников, в зале – витрины, посвященные деятельности репрессивных органов Советской власти, атеистической пропаганде, церковной жизни и обновленчеству.

Третья экспозиция монастырского музея готовилась в предвидение празднования грядущего юбилея знаменитого нашего земляка, ученого и собирателя, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894). В 1830 г. он закончил располагавшееся в стенах монастыря Далматовское духовное училище, а на смертном одре завещал обители свой наперсный крест. В 2017 г. отмечалось 200-летие со дня его рождения; Далматовский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, хотя в музей, к сожалению, не зашел. Посвященная же жизни о. Антонина экспозиция открылась годом раньше, в 2016 – к 200-летию Далматовского училища.

Витрины здесь соответствуют основным этапам жизненного пути о. Антонина, имеющим четкие географические корреляты: Батурино и Далматово (Шадринский уезд), Пермь, Екатеринослав, Киев, Афины (Греция), Константинополь (Османская империя), Иерусалим. Богатство дарований и многообразие занятий создателя «Русской Палестины» перекликаются с колоритностью экспонатов, среди которых есть и весьма необычные, даже по меркам паломнических реликвий, например, большие старинные кипарисовые сундуки со Святой Земли.

Знаменательно, что имя ревностного устроителя музеев архимандрита Антонина (Капустина) по просьбе наместника Далматовского монастыря в 2015 г. решением епископа Шадринского и Далматовского Владимира было присвоено монастырскому музею.

Последняя, четвертая экспозиция еще находится в стадии оформления. Основу ее составляют переданные монастырю личные вещи Зауральских подвижников благочестия – митрофорного протоиерея Григория (1914-1997) и матушки Нины (1910-1997) Пономаревых. Они прожили вместе 61 год и умерли в один день. В советское время о. Григорий был репрессирован, прошел лагеря, затем служил в храмах Курганской области.

Всего в музее Далматовского монастыря более двух тысяч экспонатов. Часто возникает вопрос, каким образом удалось их собрать? Те, что легли в основу первых экспозиций, были приобретены через интернет или на «блошиных рынках», хотя, впоследствии что-то стали и дарить. История большинства предметов, к сожалению, осталась для нас неведомой. Но и здесь имеются отрадные исключения, иногда это целые жизненные драмы.

Работает музей без выходных, с раннего утра до позднего вечера. Посещение его бесплатное, экскурсоводами выступают насельники обители. Основные проблемы: нет постоянного квалифицированного смотрителя, не везде сделаны пояснительные надписи, не всегда получается подобрать и поддерживать нужный температурный режим и уровень влажности воздуха. Из-за нехватки помещений нет пока возможности устроить отдельную экспозицию старых книг и икон.

В целом же церковный музей с момента своего создания стал неотъемлемой частью жизни Далматовской обители. Он не только знакомит посетителей с ее историей, но и помогает им понять и полюбить православие.

Всего просмотров (270)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели