Паломнические поездки по храмам Мишскинского района

16 и 22 августа в рамках проекта «Оставленные святыни. Забытые имена», получившего поддержку на Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива 2016-2017», состоялись очередные паломнические поездки по церквям Мишкинского района. 16 августа экскурсанты побывали в южной части района – на месте, где была Петропавловская церковь села Масли, Покровская церковь в селе Коровье, посетили Вознесенскую церковь села Мыркай, а также село Введенское, где было две церкви – единоверческая и православная. Последним пунктом для паломничества в этой поездке стала Спасская единоверческая церковь села Сладкокарасинского.

У каждого из храмов своя история и своя роль в жизни сельчан. Так, в селе Масли деревянная церковь была заложена в 1852 году, в 1856 году строительство было завершено, 29 декабря 1857 года деревянная церковь с такою же колокольней и оградой была освящена. Но 16 декабря 1875 года она сгорела. Через 2 года было получено разрешение на строительство на этом месте каменной церкви. Местные жители вспоминают, каким величественным было это здание и какие красивые были фрески в храме! Закрыта была Петропавловская церковь в декабре 1929 года: использовалась как зерносклад, в 1962 году была предпринята попытка устроить в ней 2-этажный клуб-кинотеатр, а в 1974 году мощный совхозные трактора сравняли здание церкви с землей. А уж как тяжело разрушался храм! Сначала его пытались разбить ломами, но храм не поддавался, тогда на помощь была призвана техника. Никого из тех, кто участвовал в разрушении храма, в живых не осталось…

С 2012 года на месте Петропавловской церкви стоит часовня, вход в которую всегда открыт. Увенчана она крестом с Вознесенской церкви села Мыркай. Здесь жители отвели место под строительство храма в 1868 году, в Государственном архиве Челябинской области хранятся метрические книги Вознесенской церкви села Мыркай с 1870 года, но датой основания считается всё же 1879 год. В переломные 1930-е церковь своё существование прекратила, здание использовали как зерносклад. Но местные жители тайком всё же приходили туда по праздникам, делают это и сейчас. Хранят старожилы и храмовые иконы, а одна из них – Неопалимая Купина – не раз помогала мыркайцам спасти своё село от пожара: когда огонь подходил близко, с этой иконой обходили село, и беда отступала. В 70-е годы был снят малый крест с алтарной части храма. Его установили на кладбище, старушки долго совершали молебны около него. В 90-е годы были сняты средний и большой кресты. Их забрал настоятель Свято-Троицкой церкви о. Василий. Малый крест сейчас стоит на часовне в селе Масли. Большой и средний – в с. Восход и п. Юргамыш. Мыркайцы считают, что крест на Маслейской часовне неспроста не единожды накренялся и падал – нельзя святыни устанавливать в чужих местах.

Покровская церковь в селе Коровье тоже связана с Мыркайской – первым её настоятелем стал Василий Бирюков – священник села Мыркай, откуда он был переведен в Коровье по собственному желанию. Покровская церковь в селе Коровье была разрешена к постройке 12 апреля 1868 года, в 1873 году строительство было завершено. 9 марта 1879 года храм был освящен, в приходе его состояло более 2 тысяч жителей села Коровье, деревень Шумиловка и Лебяжье. Сегодня на месте некогда красивейшей церкви, купола которой были покрыты медными и синими листами железа, подобно храму Василия Блаженного в Москве, пустырь. А некогда рядом с храмом по воспоминаниям старожил красовался самый приметный в селе дом (а надо сказать, что и сейчас в Коровье порядка двух десятков добротных купеческих домов) – дом священника с великолепным садом.

Село Введенское примечательно тем, что в нём было два храма – православный и единоверческий. По мнению исследователя М.В. Суханова, село и получило своё название от построенной в 1757 году деревянной с такою же колокольней церкви, освященной 19 ноября 1759 года в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы девы Марии. А вот до появления церкви село в документах фигурировало как Верхнеюргамышское, то есть было названо по географическому положению относительно реки. В 1848-1853 годах было построено кирпичное здание церкви. Его описание, приведенное первым хранителем фондов Мишкинского музея А.П. Сычевым, восхищает: здание представляло собой крестообразный объем высотою в два этажа, высокий световой барабан с полуовальными вверху окнами был украшен широкими наличниками, прочные обтесанные кирпичи уступами и завитками в стиле барокко нависали над окнами. Массивное церковное здание завершали полуовальный, крытый железом купол с большим позолоченным крестом с колокольня с 12 колоколами. Пол на первом этаже был выложен каменными плитами, в ступеньки широких лестниц на второй этаж были вмонтированы чугунные плиты с рельефными цветочно-растительными рисунками. В 1930 году церковь была закрыта, в здании хранили зерно, в 1942-1952 годах работал спиртзавод. Полностью здание разрушено в 1960-х. Но была в Введенском и единоверческая Богородицкая церковь, вот только точки зрения на её появление расходятся: А.П. Сычев пишет, что она была построена в 1859 году в Гридином краю, краеведы В.А. Чувашов и О.А. Щеткова утверждают, что со строительством новой православной каменной церкви прежнее деревянное здание было отдано староверам. В 1935 году здание единоверческой церкви было разобрано и перевезено в совхоз имени 8 Марта, где стало школой, а в 1962-1963 годах было снесено.

Последним пунктом для посещения в поездке 16 августа стала величественная единоверческая Спасская церковь села Сладкокарасинского, построенная в 1828 году. Освящена была первая кирпичная единоверческая церковь Оренбургской епархии 28 июля 1829 года, хотя деревянный храм для староверов был в селе с 1810 года. Это, без сомнения, самая большая из сохранившихся в районе церквей. Масштабы и высота центрального свода кружат голову.

22 августа паломники отправились в северную часть района: побывали на месте старейшей в районе Воскресенской церкви (с. Кирово), Вознесенской церкви с. Варлаково, Свято-Троицкой церкви с. Дубровного, посетили остовы Петропавловской церкви с. Купай, Введенскую церковь села Ново-Пески и Иоанно-Предтеченскую церковь села Шаламово. Искренне хочется поблагодарить местное население, работников культуры и глав сельских советов за тёплый прием паломников и рассказ об истории храмов. Так, жители села Варлаково рассказали, каким величественным был их храм, построенный в 1851-1855 годах, поделились своими воспоминаниями о том, как церковь была лишена колокольни, на которой обитали голуби и галки: «Пыль была, как после взрыва! А птицы подняли такой гам!», — вспоминает коренной житель села Александр Иванович Заболотнев. Кстати, когда в здании церкви хранили зерно, называли его голубинкой – видимо, памятуя о любви этих божьих птиц к храму. В конце 1950-х из зерносклада бывшая церковь была превращена в клуб, но кинопоказы не удавались: акустика была такой, что звук долго раскатывался по зданию и расходился с картинкой, запаздывал. Рассказали местные жители и о том, как обнаружили подземный ход в человеческий рост от церкви к дому батюшки. Александр Иванович проводил паломников на родник, который располагается в поповском ложке: там по преданию набирали воду для церковных нужд, отсюда и родилось название. Место красивейшее и вода вкуснейшая! У родника выяснилось, что наш провожатый отмечает именины в день нашего визита: отец Алексий спел ему «Многая лета». В эту поездку благочинный Западного церковного округа, настоятель Мишкинского Свято-Троицкого храма отец Алексий Фасола взял храмовую икону Вознесенской церкви села Варлаково – Иверскую икону Божьей Матери, по преданию привезенную со святой горы Афон в 1905 году. В переломные для церкви 1930-е годы икону сохранила бабушка Морозовой (в замужестве Красовской) Тамары Петровны, последняя передала её в Мишкинскую церковь.

Иверской иконе Божьей Матери смогли поклониться и жители села Шаламово, северный придел Иоанно-Предтеченской церкви которого был освящен 9 декабря 1895 года. Церковь была заложена в сентябре 1869 года (в данных объединенного архива Челябинской области указана иная дата основания церкви – 1868 год), освящена 10 февраля 1875 года. Но здание храма не вмещало всех прихожан, поэтому в 1893-1895 годах на деньги местных жителей церковь была расширена: появились северный придел в честь Иверской иконы Божьей Матери и южный придел в честь Дмитрия Солунского. После закрытия в 1930-е годы в бывшей Иоанно-Предтеченской церкви хранили зерно, затем здание было превращено в клуб, в 1980-х здесь располагался колхозный склад. Сегодня здание церкви, пожалуй, имеет наибольшую сохранность по сравнению с другими поруганными храмами района.

Побывали паломники на месте старейшего в районе Воскресенского храма в селе Кирово. По словам библиотекаря Кировского филиала МКУК «ЕЦКДиБО» Татьяны Николаевны Касаткиной, в документах за 1700 год имелись сведения о наличии церкви в митрополичьей слободе Далматовского монастыря (а именно как вотчина Далматовского монастыря и зародилось село). В честь победы над киргизами-кайсаками в 1740 году была сооружена новая деревянная церковь Воскресения Христова. С того времени Слобода Митрополичья переименована в Слободу Воскресенскую. Кирпичный храм появился в селе по в 1822 году, в 1834 по благословлению Преосвященного Епископа Оренбургского и Уфимского была освящена. Имея многовековую историю, и село, и храм вместе с ним пережили и восстание под предводительством Емельяна Пугачева, и картофельный бунт, и гражданскую войну, но после победы власти Советов, культовое здание величественного белоснежного храма, колокольня которого виднелась из села Варлаково, было снесено как культ религии. Воскресенскую церковь отличали строгость линий и граней, редкие узоры кирпичной кладки и лепные украшения. Портики главного западного входа, южного и северного поддерживались 11 мощными колоннами высотой более 11 метров с ажурной лепкой верху.

Петропавловская церковь в селе Купай была освящена в Петров день 1869 года. В 1931 году её закрыли, превратили в зерносклад, на церковной площади соорудили гумно с навесами для хранения зерноотходов. Колокольню сломали в 1960-е годы, в 1970-е рухнула крыша. На сегодняшний день сохранилась лишь центральная часть храма, но сохранились и росписи в ней! Паломников встречали жители села, они украсили храм цветами, а не так давно две жительницы села получили благословение отца Алексия на чтение акафистов в храме.

Жители села Ново-Пески встречали паломников во главе с отцом Алексием хлебом-солью. Они рассказали о строительстве на их территории в 1861-1862 годах Введенской православной однопрестольной церкви. В 1932 году церковь закрыли. В здании, лишенном колокольни, хранили колхозное семенное зерно. В 1962 году после устройства простых потолка и крыши бывшая церковь стала клубным кинозалом. Но о вере людей и их потребности иметь на своей территории помещение, где они могли бы обратиться к Богу, говорит тот факт, что новопесковцы оборудовали в здании школы молельную комнату, куда и пригласили паломников.

На месте Свято-Троицкой церкви села Дубровного (до конца XIX века – село Травянское, а ещё ранее – деревня Травяная) в 1970 году частично построен детский сад. Храм же был возведен травянцами на берегу озера в 1813-1825 годах: 3 купола, 37-метровая колокольня, три алтаря – Пресвятой Троицы, Успенский, Митрофаниевский. Сложно себе представить масштабы храма, который вмещал во время службы 850 человек! С 1934 года в опустевшем храме хранили зерно, с 1945 по 1957 год в здании бывшей церкви работала мастерская Дубровинская МТС: одновременно велся ремонт четырех тракторов. Полностью церковное здание было разрушено в 1961 году.

Люди, принявшие участие в этих паломнических поездках, оставляют самые положительные отзывы. Знакомство с историей строительства и жизни храмов, возможность больше узнать о духовной жизни предков, посетить намоленные места не оставляют паломников равнодушными: это пробуждает нравственную сторону сознания человека, заставляет задуматься о духовном. А наши храмы, пусть забытые и полуразрушенные, даже в таком состоянии поражают своим величием и монументальностью.

 

Всего просмотров (160)

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели